Неточные совпадения
Учителей у него
было немного: большую часть наук читал он сам. И надо сказать правду, что, без всяких педантских
терминов, огромных воззрений и взглядов, которыми любят пощеголять молодые профессора, он умел в немногих словах передать самую душу науки, так что и малолетнему
было очевидно, на что именно она ему нужна, наука. Он утверждал, что всего нужнее человеку наука жизни, что, узнав ее, он узнает тогда сам, чем он должен заняться преимущественнее.
Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые
термины, произведенные от глаголов «полежать» и «завалиться», которые в большом ходу у нас на Руси, все равно как фраза: заехать к Сопикову и Храповицкому, означающая всякие мертвецкие сны на боку, на спине и во всех иных положениях, с захрапами, носовыми свистами и прочими принадлежностями); все те, которых нельзя
было выманить из дому даже зазывом на расхлебку пятисотрублевой ухи с двухаршинными стерлядями и всякими тающими во рту кулебяками; словом, оказалось, что город и люден, и велик, и населен как следует.
Практика судебного оратора достаточно хорошо научила Клима Ивановича Самгина обходить опасные места, удаляясь от них в сторону. Он
был достаточно начитан для того, чтоб легко наполнять любой
термин именно тем содержанием, которого требует день и минута. И, наконец, он твердо знал, что люди всегда безграмотнее тех мыслей и фраз, которыми они оперируют, — он знал это потому, что весьма часто сам чувствовал себя таким.
— Всегда
были — и
будут — люди, которые, чувствуя себя неспособными сопротивляться насилию над их внутренним миром, — сами идут встречу судьбе своей, сами отдают себя в жертву. Это имеет свой
термин — мазохизм, и это создает садистов, людей, которым страдание других — приятно. В грубой схеме садисты и мазохисты — два основных типа людей.
Можно ли
было позволить пащенку-сыну в таких
терминах говорить про мать?
Кое-как добрался я до своей каюты, в которой не
был со вчерашнего дня, отворил дверь и не вошел — все эти
термины теряют значение в качку —
был втиснут толчком в каюту и старался удержаться на ногах, упираясь кулаками в обе противоположные стены.
Вот почему диалектический материализм
есть противоречие в
терминах.
Само слово диалектический материализм, которое
есть противоречие в
терминах, употребляется для целей пропаганды, а не для философского применения.
Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою — к ним, в тесном смысле, и прилагался этот
термин, — но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою
быть ежечасно раздавленным.
Ни один великий писатель не может
быть определен
термином «классик» или «романтик» и не вмещается в эти категории.
Если меня и можно
было бы назвать романтиком, помня об условности этого
термина, то совсем в особом смысле.
Да и не
есть ли бунт против Бога недоразумение в
терминах?
Помещение дорогое, расходы огромные, но число членов росло не по дням, а по часам. Для поступления в действительные члены явился новый
термин: «общественный деятель». Это
было очень почтенно и модно и даже иногда заменяло все. В баллотировочной таблице стояло: «…такой-то, общественный деятель», — и выборы обеспечены. В члены-соревнователи выбирали совсем просто, без всякого стажа.
Но едва ли не самыми замечательными представителями этого измельчавшего шляхетства
были два брата Банькевича. Один — «заведомый ябедник» (
был в старину такой официальный
термин), другой — увы! — конокрад.
«Двоеданы» [«Двоеданы» — в очерках «Бойцы» Мамин-Сибиряк дает такое объяснение данного
термина: «Это название, по всей вероятности, обязано своим происхождением тому времени, когда раскольники, согласно указам Петра Великого, должны
были платить двойную подать» (см. наст. собр. соч., т. I, стр. 550).], то
есть раскольники, отличались вообще красотой, не в пример православному населению.
Метафизическая диалектика гуманизма (условно сохраняю этот двойственный по своему смыслу
термин)
была раскрыта Достоевским.
В
терминах же историко-философских кризис мысли может
быть, скорее всего, определен как переход от субъективизма к объективизму, от индивидуализма к универсализму.
Тайна личности единой и неповторимой в мире, личности цельной, в которой ничто не может
быть разорвано, тонет в натуралистической эволюции вселенной, выраженной в
терминах планетарной теософии.
Лиза порешила, что окружающие ее люди—«мразь», и определила, что настоящие ее дни
есть приготовительный
термин ко вступлению в жизнь с настоящими представителями бескорыстного человечества, живущего единственно для водворения общей высокой правды.
Конечно, Пинега, сама по себе взятая,
есть лишь административный
термин, настолько вошедший в наш административный обиход, что немногие администраторы в состоянии понять всю жестокость его.
— Вероятно, — слукавил Аггей Никитич, так как,
будучи несколько наметан в масонских
терминах, он сейчас догадался, что почтмейстер и аптекарь
были масоны, и, весьма обрадовавшись такому открытию, возымел по этому поводу намерение нечто предпринять; но, чтобы доскональнее убедиться в своем предположении, он оставил откупщицу и подошел к ходившему по зале с заложенными назад руками ополченцу.
Никто, однако ж, не решался «выходить»; из говора толпы можно
было узнать, что Федька уложил уже лоском целый десяток противников; кого угодил под «сусалы» либо под «микитки», кого под «хряшки в бока», кому «из носу клюквенный квас пустил» [
Термины кулачных бойцов. (Прим. автора.)] — смел
был добре на руку. Никто не решался подступиться. Присутствующие начинали уже переглядываться, как вдруг за толпой, окружавшей бойца, раздались неожиданно пронзительные женские крики...
Как бы то ни
было, а вместо нынешнего актерского
термина «халтурить» в 1875 году в Москве существовал «шкамордить».
— А то, что прежде отца в петлю не суйся, жди
термину: скомандую «таскай со всем», так и лезь за говядиной, а то ишь ты! Ну-ка, Сенька, подлей еще! — сказал Пашка, подавая грязному кашевару чашку. Тот плеснул щей и поставил на стол. Хлебнули еще несколько раз, Пашка постучал ложкой в край чашки. Это
было сигналом таскать говядину. Затем
была подана белая пшенная каша с постным, из экономии, маслом. Ее, кроме Луговского и Вороны, никто не
ел.
— Не всякий? — повторил насмешливо Хмурин. — Я даже… не для огласки это
будь молвлено… генерала
было одного «оскорбил действием», — прибавил он, видимо, зная все юридические
термины из новой судебной практики и сильно их не любя.
Надобно прибавить, что вместо
термина «возвышенное» (das Erhabene)
было бы гораздо проще, характеристичнее и лучше говорить «великое» (das Grosse). Юлий Цезарь, Марий не «возвышенные», а «великие» характеры. Нравственная возвышенность — только один частный род величия вообще.
Проводить в подробности по различным царствам природы мысль, что прекрасное
есть жизнь, и ближайшим образом, жизнь напоминающая о человеке и о человеческой жизни, я считаю излишним потому, что [и Гегель, и Фишер постоянно говорят о том], что красоту в природе составляет то, что напоминает человека (или, выражаясь [гегелевским
термином], предвозвещает личность), что прекрасное в природе имеет значение прекрасного только как намек на человека [великая мысль, глубокая!
(Оставляем пока выражение «прекрасное
есть существенное содержание искусства»; впоследствии мы подстановим вместо
термина «прекрасное» другой, которым содержание искусства определяется, по нашему мнению, точнее и полнее.)
В сущности эти два определения совершенно различны, как существенно различными найдены
были нами и два определения прекрасного, представляемые господствующею системою; в самом деле, перевес идеи над формою производит не собственно понятие возвышенного, а понятие «туманного, неопределенного» и понятие «безобразного» (das Hässliche) [как это прекрасно развивается у одного из новейших эстетиков, Фишера, в трактате о возвышенном и во введении к трактату о комическом]; между тем как формула «возвышенное
есть то, что пробуждает в нас (или, [выражаясь
терминами гегелевской школы], — что проявляет в себе) идею бесконечного» остается определением собственно возвышенного.
Я мигом очутился на той стороне тротуара, мигом незваный господин понял, в чем дело, принял в соображение неотразимый резон, замолчал, отстал и, только когда уже мы
были очень далеко, протестовал против меня в довольно энергических
терминах.
Как
термин отвлеченный, Ташкент
есть страна, лежащая всюду, где бьют по зубам и где имеет право гражданственности предание о Макаре, телят не гоняющем.
Ташкент, как
термин географический,
есть страна, лежащая на юго-восток от Оренбургской губернии. Это классическая страна баранов, которые замечательны тем, что к стрижке ласковы и после оголения вновь обрастают с изумительной быстротой. Кто
будет их стричь — к этому вопросу они, повидимому, равнодушны, ибо знают, что стрижка
есть, нечто неизбежное в их жизни. Как только они завидят, что вдали грядет человек стригущий и бреющий, то подгибают под себя ноги и ждут…
Эти ученые
термины были совершенно неизвестны Мартыну Петровичу; но он понял, что сановник трунит над ним.
Буланин не понял всего смысла, заключавшегося в словах Сельского, но тон, каким они
были произнесены, и этот незнакомый
термин сразу произвели на него впечатление чего-то сверхъестественного и ужасного, подобно тем простым словам, которые иногда в лихорадочных снах принимают такое зловещее, потрясающее значение.
Ераст. Так что ж за беда! Потап Потапыч уж не жилец на свете, доктора говорят, что он больше месяца не проживет. Притом же если умный человек, так он поймет ваше теперешнее положение,
будет себя вдали держать и сумеет благородным образом своего
термину дождаться.
Я вспомнил старинное слово «ямы», и мне показалось, что я понял происхождение этого
термина. Не в таких ли «ямах» начиналась в старину «ямская государева служба», не отсюда ли самое слово «ямщик»… Картина
была фантастическая и мрачная, точно выхваченная из XVI столетия.
— Ред.]
есть один замечательный очерк, в котором он выводит интеллигентную русскую девушку; пошловатый любитель «науки страсти нежной» стоит перед этой девушкой в полном недоумении; она свободно и не стесняясь говорит с ним «в
терминах научного материализма» о зачатии, о материнстве, — «и в то же время ни одни мужские губы не касались даже ее руки!..»
И разве мы с тобой не рассмеялись бы, подобно авгурам, если бы увидели, как наш больной поглядывает на часы, чтоб не опоздать на десять минут с приемом назначенной ему жиденькой кислоты с сиропом?» Вообще, как я видел, в медицине существует немало довольно-таки поучительных «специальных
терминов»;
есть, например,
термин: «ставить диагноз ex juvantibus, — на основании того, что помогает»: больному назначается известное лечение, и, если данное средство помогает, значит, больной болен такою-то болезнью; второй шаг делается раньше первого, и вся медицина ставится вверх ногами: не зная болезни, больного лечат, чтобы на основании результатов лечения определить, от этой ли болезни следовало его лечить!
В первое время после «Отцов и Детей» это направление окрестили
было «Базаровщиной», а последователей его «Базаровцами»; но вскоре два эти
термина были вытеснены из употребления. Их окончательно заменили слова «нигилизм» и «нигилисты».
Это
есть один и тот же акт, ибо тем самым, что создается Земля, ей уже противостоит, являясь умопостигаемой основой творения, его «архетипом» [Прообраз, идея —
термин позднеантичной философии, введенный в обращение Филоном Александрийским; позднее использован К. Юнгом в психоаналитической психологии.], Небо.
Мы считаем такое понимание весьма односторонним, за него
была покарана еще философия Гегеля, притязавшая философски дедуцировать все эмпирическое бытие и обанкротившаяся на этом притязании (от него
был свободен, до известной степени, даже философский отец имманентизма Кант, утверждавший непознаваемую Ding an sich [Вещь в себе (нем.) —
термин философии И. Канта.], которая
есть не что иное, как объект мышления, ему неадекватный).
Мир не создается актом творения, он происходит из Единого, как бы изливаясь из божественной полноты подобно свету из солнца; он
есть эманация [Эманация (позднелат. emanatio — истечение, исхождение) —
термин античной философии, обозначающий исхождение низших областей бытия из высших.] божества, подчиненная «закону убывающего совершенства» (Целлер).
Есть ли это абстракции, прагматически и в этом смысле произвольно установляемые разумом
термины, nomina, flaces vocis [Имена, изреченные слова (лат.).], или же в них говорят сами res о сокровенном своем существе?
Можно сказать (применяя кантовский
термин), что миф
есть синтетическое религиозное суждение a priori» [Ср. с высказыванием В. И. Иванова: «Миф
есть синтетическое суждение, где сказуемое-глагол присоединено к подлежащему-символу» (Иванов В. Собр. соч.
Точнее
было бы сказать «у Френсиса Ньюмена», у которого У. Джемс заимствовал
термин «дважды рожденные» (см.: Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.
И, как любовь Любви и любовь к Любви, София обладает личностью и ликом,
есть субъект, лицо или, скажем богословским
термином, ипостась; конечно, она отличается от ипостасей Св.
Можно, конечно, для обозначения этого чувства сочинить новый
термин, но, нам кажется, в этом нет никакой нужды, ибо в своем предварительном и формальном определении трансцендентное религии пока еще не отличается от трансцендентного философии: это больше логический жест, чем понятие (каковым, впрочем, и неизбежно
будет всякое логическое понятие трансцендентного, т. е. того, что находится выше понятий).], не принадлежит имманентному, — «миру» и «я», хотя его касается.
«То, что
есть в инстинкте существенного, не может выразиться в интеллектуальных
терминах и, следовательно, не может
быть анализировано».
Нет нужды, что в нем не
будет эффектных crescendo [Усиление звучности (итал.; муз.
термин).] и forte, [Громко, в полную силу звука (итал.; муз.
термин).] а все просто и плавно, как бесстрастный диалог. Я его упомнил весь, от слова до слова, в течение очень многих лет, а это несомненное ручательство, что в нем
есть нечто, способное врезаться в память.
Социализация, распространённая на глубину существования, на духовную жизнь,
есть торжество das Man, [Das Man —
термин, предложенный М. Хайдеггером (в работе «Бытие и время») и обозначающий, как писал сам философ, «субъекта повседневности, предписывающего ей способ бытия».