Неточные совпадения
Статья вращается вокруг вечной темы русских размышлений, вокруг
проблемы Востока и Запада.
Перед социальным и политическим сознанием
станет мировая ширь,
проблема овладения и управления всей поверхностью земного шара,
проблема сближения Востока и Запада, встреч всех типов и культур, объединения человечества через борьбу, взаимодействие и общение всех рас.
Это уже упомянутая
статья «Борьба за идеализм» и
статья «Этическая
проблема в свете философского идеализма», написанная в Вологде и напечатанная в сборнике «
Проблемы идеализма», очень нашумевшем.
Наконец, в атмосфере эмигрантской
стала остро та же
проблема свободы.
Поразительно, что на Соборе 17-го года, который
стал возможен только благодаря революции, не обнаружилось никакого интереса к религиозным
проблемам, мучившим русскую мысль XIX и начала XX в.
Происхождение и значение всех категорий не может быть осмыслено углублением в субъект, так как тут
проблема онтологическая, а не гносеологическая, и, чтобы понять хоть что-нибудь, гносеология должна
стать сознательно онтологической, исходить из первоначальной данности бытия и его элементов, а не сознания, не субъекта, противоположного объекту, не вторичного чего-то.
До последнего обострения
проблема Востока и Запада пойдет лишь тогда, когда слишком реально
станет перед всем христианским миром, призванным хранить христианское откровение о личности, опасность восточно-монгольской стихии безличности, допущенной уже внутрь американско-европейской цивилизации.
Проблема реальности относительного при абсолютизировании бытия как единого здесь
становится безысходною и неразрешимою.].
Попытка во что бы то ни
стало осилить рационально недомыслимую тайну Божества в мире, сделать ее понятной неизбежно ведет либо к противоречиям, либо же к явному упрощению и снятию
проблемы (как в монизме); вот почему непротиворечивой рациональной метафизики, имеющей дело с предельными
проблемами мирового бытия, никогда не бывало да и быть не может.
Это вполне очевидно, если мы сопоставим крайние полюсы: напр, натурализм разных оттенков, который воообще слеп к злу в мире и видит в нем случайность, недоразумение или заблуждение (таков же и новейший гуманизм с его теориями прогресса: социализмом, анархизмом, позитивизмом [О «Теориях прогресса» см.
статью С. Н. Булгакова «Основные
проблемы теории прогресса» в его книге «От марксизма к идеализму» (СПб., 1903).]), и антикосмизм, который слеп к добру в мире и видит в нем только злую майю (буддийский аскетизм, философский пессимизм).
Но для философии эти догматы
становятся именно только темами, мотивами, заданиями,
проблемами, а в ней они должны
стать выводом, конечным результатом философствования.
Трудность философской
проблемы догмата и состоит в этой противоречивости его логической характеристики: с одной стороны, он есть суждение в понятиях и,
стало быть, принадлежит имманентному, самопорождающемуся и непрерывному мышлению, а с другой — он трансцендентен мысли, вносит в нее прерывность, нарушает ее самопорождение, падает, как аэролит, на укатанное поле мышления.
Я упорно работал головой, ставя «
проблему» за «
проблемой», но внутренне мне
становилось уже нечем верить, нечем жить, нечем любить.
Во внутреннем диалоге об аде, в раскрывающейся тут внутренней диалектике душа
становится то на субъективную, то на объективную точку зрения, то изнутри, то извне на эту
проблему смотрит.
Темнело. Сменили второй самовар. В маленькие окна тянуло из сада росистою свежестью и запахом спелых вишен. Токарев взял со стола продолговатую серенькую книжку и
стал просматривать. Это были протоколы недавнего ганноверского съезда немецкой социал-демократической партии [Съезд состоялся в Ганновере в 1899 году и осудил Э. Бернштейна, автора книги «
Проблемы социализма» (1898), в которой ревизуются основные положения марксизма.].
Перед дробной частью вселенной не могла бы
стать дерзкая задача постигнуть вселенную, не возникла бы
проблема познания,
проблема философии.
Характерно отношение к творчеству Риккерта и его школы [Ряд
статей в философских сборниках «Логос» посвящены
проблеме творчества.