И, наконец, Чаадаев высказывает мысль, которая будет основной для всех наших течений XIX в.: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем
социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Неточные совпадения
Русская революция не есть феномен политический и
социальный, это прежде всего феномен духовного и религиозного
порядка.
У нас в доме, по обыкновению, собирались и беседовали на темы духовного
порядка и на связанные с ними темы
социальные.
Гнет позитивизма и теории
социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного
социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного
порядка, ложным универсализмом.
Ей нравились и крупное землевладение, и аристократический элемент, и усиление губернаторской власти, и демократический элемент, и новые учреждения, и
порядок, и вольнодумство, и
социальные идейки, и строгий тон аристократического салона, и развязность чуть не трактирная окружавшей ее молодежи.
Сталкиваются две точки зрения: 1) есть неизменный, вечный, разумный
порядок бытия, он выражается и в
порядке социальном, который создается не людьми и которому люди должны подчиняться, и 2) основы мировой и
социальной жизни, пораженной падшестью, не вечные и не навязанные сверху, они меняются от человеческой активности и творчества.
Он есть скорее явление
порядка духовно-мистического, а не натурально-социального.
Она есть явление совершенно другого
порядка, чем физиологическая жизнь пола и чем
социальная жизнь семьи.
Роль социальности в нравственной жизни так велика, что люди принимают за явление нравственного
порядка то, что есть лишь явление
порядка социального,
социальные нравы и обычаи.
Социальное происхождение нравственного сознания утверждает не только
социальный позитивизм, отрицающий всякую метафизику, оно есть истина метафизического
порядка, ибо сама социальность имеет метафизическую глубину.
И это столкновение иного
порядка, чем столкновение с силами контрреволюционными, которые тоже принадлежат
социальной обыденности и руководятся не личной и оригинальной, а массовой, безличной совестью.
Пока вся китайщина старой Англии будет держаться: парики судей, парламентские
порядки, виселица, церковная казенщина, — нечего бояться и
социального переворота.
Личная монашеская аскеза часто имела очень дурные
социальные последствия, подпирала
социальную неправду и зло, соглашалась на сакрализацию существующего
порядка вещей, требовала смирения и послушания неправде и несправедливости.
Существуют реальности разных
порядков: есть реальность как мир физический, органический, психический,
социальный, но есть реальность как истина, добро, красота, ценность, творческая фантазия.
Все безличное, родовое, все подчиняющее индивидуальность
порядку природному и
социальному враждебно любви, ее неповторимой и неизреченной тайны.
Насильственные эксперименты, производимые явочным
порядком, лишь отбрасывают назад в
социальном развитии.