Я сказал, что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, ее цель и отношения. Сущность этого взгляда
состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно. Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной, деятельной будущности; но жизнь моя шла все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком.
Неточные совпадения
Вопрос для него
состоял в следующем: «если я не признаю тех ответов, которые дает христианство на вопросы моей жизни, то какие я признаю ответы?» И он никак не мог найти во всем арсенале своих
убеждений не только каких-нибудь ответов, но ничего похожего на ответ.
Убеждения графа Ивана Михайловича с молодых лет
состояли в том, что как птице свойственно питаться червяками, быть одетой перьями и пухом и летать по воздуху, так и ему свойственно питаться дорогими кушаньями, приготовленными дорогими поварами, быть одетым
в самую покойную и дорогую одежду, ездить на самых покойных и быстрых лошадях, и что поэтому это всё должно быть для него готово.
Их существование удержалось сожалением друг о друге; одно утешение, доступное им,
состояло в глубоком
убеждении необходимости одного для другого, для того, чтоб как-нибудь нести крест.
В этом признании человеческого образа там, где, по силе общеустановившегося
убеждения, существовал только поруганный образ раба,
состоял главный и существенный результат, вынесенный мной из тех попыток самообучения, которым я предавался
в течение года.
Наконец его твердое
убеждение состояло в том, что на небе есть бог, а Вольтер и вольтерианцы кипят
в адской смоле, каковая судьба, по мнению многих, была уготована и пану Максиму.
…Новая семья, [Семья Н.
В. Басаргина.] с которой я теперь под одной крышей,
состоит из добрых людей, но женская половина, как вы можете себе представить, — тоска больше или меньше и служит к
убеждению холостяка старого, что
в Сибири лучше не жениться. Басаргин доволен своим состоянием. Ночью и после обеда спит. Следовательно, остается меньше времени для размышления.
Главное зло
состояло в том
убеждении, что comme il faut есть самостоятельное положение
в обществе, что человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut; что, достигнув этого положения, он уж исполняет свое назначение и даже становится выше большей части людей.
Если бы кто спросил,
в чем собственно
состоял гений Крапчика, то можно безошибочно отвечать, что, будучи, как большая часть полувосточных человеков, от природы зол, честолюбив, умен внешним образом, без всяких о чем бы то ни было твердых личных
убеждений.
«За малыми исключениями, — продолжает он, — всё христианство от апостольских времен и до наших дней пришло к
убеждению, что цель Христа
состояла в том, чтобы дать людям великий принцип, но не
в том, чтобы разрушить основы учреждения всего человеческого общества, которое утверждается на божеском установлении (sanction) и на необходимости.
А как я ничего дурного не видел или, видя, не понимал,
в чем оно
состоит, то повиновался неохотно, без внутреннего
убеждения, даже с неудовольствием.
Единственно возможное и действительное средство для его спасения и охранения
состоит в том, чтобы обратиться к святейшему папе и признать над собою его духовную и светскую власть…»
В таком же роде и современные, хоть бы французские, писатели сочиняют: один мелодраму — для доказательства, что богатство ничего не приносит, кроме огорчений, и что, следовательно, бедняки не должны заботиться о материальном улучшении своей участи; другой роман — для
убеждения в том, что люди сладострастные и роскошные чрезвычайно полезны для развития промышленности и что, следовательно, люди, нуждающиеся
в работе, должны всей душою желать, чтобы побольше было
в высших классах роскоши и расточительности и т. п.
Убеждение это до такой степени стало общим и твердым, что родители, по совету врачей, устраивают разврат для своих детей; правительства же, единственный смысл которых
состоит в заботе о благосостоянии своих граждан, учреждают разврат, то есть разрешают существование сословия женщин, долженствующих погибать телесно и душевно для удовлетворения распущенности мужчин.
Если можно было верить, что он, как утверждал, принял православие по
убеждению, то
в чем
состояло и на чем зиждилось это
убеждение — из его слов понять было невозможно; предположить же, что он переменил веру ради выгоды, было тоже нельзя: дешевая, поношенная одежонка, проживание на монастырских хлебах и неопределенное будущее мало походили на выгоды.
Обман
состоит в ложном
убеждении, что жизнь наша может быть обеспечена нашей борьбой с другими людьми. Мы так привыкли к этому обману мнимого обеспечения своей жизни и своей собственности, что и не замечаем всего, что мы теряем из-за него. А теряем мы всё — всю жизнь. Вся жизнь поглощается заботой об этом обеспечении жизни, приготовлением к ней, так что жизни совсем не остается.
Убеждение это до такой степени стало общим и твердым, что родители, по совету врачей, устраивают разврат для своих детей; правительства, единственный смысл которых
состоит в заботе о нравственном благосостоянии своих граждан, учреждают разврат, т. е. регулируют целое сословие женщин, долженствующих погибать телесно и душевно для удовлетворения мнимых потребностей мужчин, а холостые люди с совершенно спокойной совестью предаются разврату.