Неточные совпадения
—
Вера, мне не далеко до этого
состояния: еще один ласковый взгляд, пожатие руки — и я живу, блаженствую… Скажи, что мне делать?
Райскому стало легче уже от одного намерения переменить место и обстановку. Что-то постороннее
Вере, как облако, стало между ним и ею. Давно бы так, и это глупейшее
состояние кончилось бы!
Он теперь уже не звал более страсть к себе, как прежде, а проклинал свое внутреннее
состояние, мучительную борьбу, и написал
Вере, что решился бежать ее присутствия. Теперь, когда он стал уходить от нее, — она будто пошла за ним, все под своим таинственным покрывалом, затрогивая, дразня его, будила его сон, отнимала книгу из рук, не давала есть.
Социальная утопия Маркса, не менее чем Фурье, заключает в себе идею совершенного, гармонического
состояния общества, т. е.
веру в то, что таким может быть царство Кесаря.
Он потрясал в воздухе своей винтовкой. В таком возбужденном
состоянии я никогда его не видывал. В глазах Дерсу была видна глубокая
вера в то, что тигр, амба, слышит и понимает его слова. Он был уверен, что тигр или примет вызов, или оставит нас в покое и уйдет в другое место. Прождав 5 минут, старик облегченно вздохнул, затем закурил свою трубку и, взбросив винтовку на плечо, уверенно пошел дальше по тропинке. Лицо его снова стало равнодушно-сосредоточенным. Он «устыдил» тигра и заставил его удалиться.
Вера Павловна кончила разговор с мужем тем, что надела шляпу и поехала с ним в гошпиталь испытать свои нервы, — может ли она видеть кровь, в
состоянии ли будет заниматься анатомиею. При положении Кирсанова в гошпитале, конечно, не было никаких препятствий этому испытанию.
В их решении лежало верное сознание живой души в народе, чутье их было проницательнее их разумения. Они поняли, что современное
состояние России, как бы тягостно ни было, — не смертельная болезнь. И в то время как у Чаадаева слабо мерцает возможность спасения лиц, а не народа — у славян явно проглядывает мысль о гибели лиц, захваченных современной эпохой, и
вера в спасение народа.
Мою
веру не может пошатнуть необыкновенно низкое
состояние человека, потому что она основана не на том, что думает сам человек о человеке, а на том, что думает о человеке Бог.
И
вера должна уважать знание как необходимое добро в данном дефектном
состоянии мира и человечества.
Вникая в природу знания и
веры, мы прежде всего должны констатировать огромное психологическое различие между этими двумя
состояниями.
Как мы увидим ниже,
вера есть функция воли, но
вера как субъективное и произвольное психологическое
состояние, зависящее от ограничения знания и от настроений, есть или эстетическая забава, или моральное малодушие.
Третий, дуалистический тип решения вопроса о взаимоотношении знания и
веры нужно признать господствующим, наиболее соответствующим современному переходному
состоянию человечества и разорванному его сознанию.
Он на
веру решиться не в
состоянии.
Пусть так; только это
состояние отрадное —
вера в человечество, стремящееся, несмотря на все закоулки, к чему-нибудь высокому, хорошему, благому.
Молодой человек сначала не хотел ничего говорить, кроме того, что он физически совершенно здоров, но находится в тяжелом душевном
состоянии, потому что «потерял
веру к людям»; но когда доктор стал его убеждать, что эта потеря может быть возмещена, если человек будет смотреть, с одной стороны, снисходительнее, а с другой — шире, ибо человечество отнюдь не состоит только из тех людей, которыми мы окружены в данную минуту и в данном месте, то Фермор вдруг словно сорвался с задерживающих центров и в страшном гневе начал утверждать, что у нас нигде ничего нет лучшего, что он изверился во всех без исключения, что честному человеку у нас жить нельзя и гораздо отраднее как можно скорее умереть.
Сумасшествия у него не находили, но он действительно был нервно расстроен, уныл и все писал стихи во вкусе известного тогда мрачного поэта Эдуарда Губера. В разговорах он здраво отвечал на всякие вопросы, исключая вопроса о службе и о честности. Все, что касалось этого какою бы то ни было стороной, моментально выводило его из спокойного
состояния и доводило до исступления, в котором он страстно выражал свою печаль об утрате
веры к людям и полную безнадежность возвратить ее через кого бы то ни было.
В тот же вечер я не вытерпел и нарушил обещание, добровольно данное Гоголю; я не мог скрыть моего восторженного
состояния от
Веры и друга ее Машеньки Карташевской, которую любил, как дочь (впрочем, они были единственным исключением).
Эта
вера в свои силы являлась самой надежной опорой в тревожной жизни Собакина, который на свое настоящее всегда смотрел как-то сверху, как только на переходное
состояние, за которым уже должно последовать настоящее житье.
Так как индивидуальная мысль легко может приводить к опаснейшим заблуждениям и полному неверию, а полное неверие представлялось обоим самым худшим из душевных
состояний, — то всего осторожнее держаться той
веры, в которой человек родился.
И
веру в себя недостаточно завоевать раз; приходится все время завоевывать ее непрерывно. У больного болезнь затягивается; необходимо зорко следить за душевным
состоянием его и его окружающих; как только они начинают падать духом, следует, хотя бы наружно, переменить лечение, назначить другое средство, другой прием; нужно цепляться за тысячи мелочей, напрягая всю силу фантазии, тонко считаясь с характером и степенью развития больного и его близких.
Такое
состояние современного человечества, конечно, имеет свои духовные причины, но благодаря ему теперь трудно быть понятым и даже просто выслушанным в вопросе о
вере.
Ошибочно поэтому думать, что
вера соответствует лишь детскому
состоянию религиозного сознания, а в более зрелом возрасте заменяется и вытесняется знанием — философией и наукой (хотя и «духовной»), вообще гнозисом.
Спасение совершилось на Голгофе, мир уже подвластен Христу, но по
состоянию своему, в модальности своей, он все еще остается от Него отчужденным, и близость эта составляет лишь предмет
веры и надежды, а не торжествующей очевидности.
Поэтому религиозное мироощущение неизменно сопровождается известным разочарованием в этом мире, пессимизмом в отношении к данному его
состоянию, тем, что иногда зовется «мировой скорбью», но в то же время пессимизм этот есть только тень, которую бросает свет радостной
веры, сулящей победу над миром, подающей надежду на освобождение и спасение.
«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ио. 20:29) — эти слова Господа Фоме не могут достигнуть слуха гностиков; для них это не блаженство, а в лучшем случае детское
состояние, низший духовный ранг, «
вера угольщика».
Что он христианин и нерусской
веры, не носит тельника (креста на груди), бедная никак не может согласить, никак не в
состоянии понять этого.
Бедственное положение это усиливается еще тем, что, так как это
состояние неверия продолжается уже много времени, сделалось то, что среди людей христианского мира те из них, которым это положение безверия выгодно, все властвующие классы, либо самым бессовестным образом притворяются, что верят в то, чему не верят и не могут верить, либо, в особенности наиболее развращенные из них ученые, прямо проповедуют, что для людей нашего времени совсем и не нужно ни какого бы то ни было объяснения смысла жизни —
веры, ни какого бы то ни было вытекающего из
веры руководства поступков, а что единственный основной закон жизни человеческой есть закон развития и борьбы за существование и что поэтому жизнь людей может и должна быть руководима только похотями и страстями людскими.
Так говорят люди нашего времени, как бы предполагая, что религиозное сознание,
вера — есть
состояние, несвойственное человеку, что религиозное сознание в человеке есть нечто исключительное, воспитанное, напущенное. Но думать и говорить так могут люди вследствие особенного
состояния христианского мира, временно лишенные самого необходимого и естественного условия жизни человеческой —
веры.
Состояние человека трудящегося, страдающего, избирающего добро и избегающего зла и умирающего, то, которое есть и помимо которого мы не можем себе ничего представить, по учению этой
веры не есть настоящее положение человека, а есть несвойственное ему, случайное, временное положение.
Он решительно не знал, что́ у него есть, сколько у него долгов и что́ он в
состоянии будет дать в приданое
Вере.
С
Верой Ивановной Стягин как бы избегал разговора и тотчас же после обеда предложил ей поехать к Лебедянцеву, узнать, в каком
состоянии его жена, и попросить его побывать на другой день хоть на минутку. Он отправил свою чтицу, чувствуя, что если она останется весь вечер, то, в антрактах между чтением, он непременно должен будет предупредить ее о приезде Леонтины, а может быть, не удержится и скажет что-нибудь лишнее.
Самыми светлыми минутами этого мечтательного
состояния Глаши были те минуты, когда она чувствовала, что в нее как будто каким-то чудом вселяется неведомая ей другая женщина, полная жизни, полная
веры и упований.
Епископ поклонился, сложив в знак покорности на груди свои руки, и вышел, обливаясь слезами. Он не в
состоянии был и думать о том, что ему задано и что надо начать делать. Как ему выходить самому и как выводить всех записанных в список на такое испытание, которое коварный и мстивый Пеох выдумал, конечно, только затем, чтобы получить возможность осмеять христианскую
веру всенародно в глазах тысяч зрителей?
Восточный склад религиозности принижал человека, а когда религиозная
вера ослабела, человек освободился в совершенно хаотическом, недисциплинированном и болезненном
состоянии.
Большевизм соответствует духовному
состоянию русского народа, выражает внешне внутренние духовные распады, отступничество от
веры, религиозный кризис, глубокую деморализацию народа.
— Потому, что ты, выросшая в язычестве и в нем пребывающая, не можешь понимать христианскую
веру и не в
состоянии рассуждать о ней как должно.