Неточные совпадения
Основание ее писем
составляли видения, содержание которых изменялось, смотря по тому, довольна или недовольна она была своим"
духовным братом".
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на
духовное развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные учения, которые
составляют язву нашего времени.
Он в первый раз понял тогда всю жестокость и несправедливость частного землевладения и, будучи одним из тех людей, для которых жертва во имя нравственных требований
составляет высшее
духовное наслаждение, он решил не пользоваться правом собственности на землю и тогда же отдал доставшуюся ему по наследству от отца землю крестьянам.
— Какая же тут ошибка? Жена ваша и капитал, значит, ваш, то есть тот, который вы положите на ее имя. Я могу вам и
духовную составить… В лучшем виде все устроим. А там векселей выдавайте, сколько хотите. Это уж известная музыка, тятенька.
Ведь стоит только человеку нашего времени купить за 3 копейки Евангелие и прочесть ясные, не подлежащие перетолкованию слова Христа к самарянке о том, что отцу нужны поклонники не в Иерусалиме, не на той горе и не на этой, а поклонники в духе и истине, или слова о том, что молиться христианин должен не как язычник в храмах и на виду, а тайно, т. e. в своей клети, или что ученик Христа никого не должен называть отцом или учителем, стоит только прочесть эти слова, чтобы убедиться, что никакие
духовные пастыри, называющиеся учителями в противоположность учению Христа и спорящие между собою, не
составляют никакого авторитета и что то, чему нас учат церковники, не есть христианство.
Большинство
духовных критиков на мою книгу пользуются этим способом. Я бы мог привести десятки таких критик, в которых без исключения повторяется одно и то же: говорится обо всем, но только не о том, что
составляет главный предмет книги. Как характерный пример таких критик приведу статью знаменитого, утонченного английского писателя и проповедника Фаррара, великого, как и многие ученые богословы, мастера обходов и умолчаний. Статья эта напечатана в американском журнале «Forum» за октябрь 1888 года.
Но мало того, что насилие извращает общественное мнение, оно производит в людях еще то пагубное убеждение, что движутся люди не
духовной силой, влекущей их к постигновению истины и осуществлению ее той
духовной силой, которая
составляет источник всякого движения вперед человечества, а насилием, — тем самым действием, которое не только не приближает людей к истине, но всегда удаляет их от нее.
Духовные лица проповедуют терпимость, иногда даже отрицание насилия, и более образованные из них стараются в своих проповедях обходить ту самую ложь, которая
составляет весь смысл их положения и которую они призваны проповедовать.
Несмотря на это распадение с жизнию, ученые, памятуя, какой могучий голос имели университеты и доктора в средние века, когда к ним относились с вопросами глубочайшей важности, захотели вершать безапелляционным судом все сциентифические и художественные споры; они, подрывшие во имя всеобщего права исследования касту католических
духовных пастырей, показывали поползновение
составить свой цех пастырей светских.
Сельскохозяйственные книжки и всякие эти советы в календарях
составляли его радость, любимую
духовную пищу; он любил читать и газеты, но читал в них одни только объявления о том, что продаются столько-то десятин пашни и луга с усадьбой, рекой, садом, мельницей, с проточными прудами.
В наше время успехи естественных наук, избавившие нас уже от многих предрассудков, дали нам возможность
составить более здравый и простой взгляд! и на отношение между
духовной и телесной деятельностью человека.
Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к
духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и
составляет единственное, ради чего стоит жить.
Но эстетическое мироощущение, артистизм, содержит в себе некую высшую, непреложную, хотя и не самую последнюю, правду жизни, а его полное отсутствие не только
составляет уродство и бедность, но и есть признак
духовной бескрылости, греховной ограниченности.
Ему остается чужда
духовная ограниченность позитивизма, то миродовольство, которым отравлены и философия, и наука, — оно чувствует себя залетным гостем, вестником из иного мира, и
составляет наиболее религиозный элемент внерелигиозной культуры.
И то, что змей вовлек жену в разговор о Боге, вступил с ней в
духовное общение на такой почве, которая всецело
составляла достояние их супружеского любовного единомыслия, явилось со стороны жены уже
духовной изменой Адаму, как бы
духовным любодейством с загадочным существом, по плоти принадлежащим к животному царству, по духу же к какому-то чуждому и недоброму, для нее доселе неведомому миру.
Религиозное сознание естественно и неудержимо стремится к догмату, и разве искание догмата, «составление убеждений», «поиски миросозерцания», не
составляют предмета постоянной тревоги и стремлений всякой живой души, которая не может удовлетвориться
духовной недоношенностью, аморфной неизреченностью чувства?
Психе, как указывает Нэгельсбах, есть у Гомера принцип животной, а не
духовной жизни, это, сообразно первоначальному значению слова, — «дух», дыхание человека. Покинув тело, эта психе-душа улетает в подземное царство в виде смутного двойника умершего человека, в виде тени, подобной дыму. (Она лишена чувства, сознания, хотения. — как раз всего того, что
составляет «я» человека, его душу в нашем смысле.)
Но интерес к социальным вопросам слабел, и деятели
духовной культуры не имели никакого влияния на происходившее социально-революционное брожение, они жили в социальной изоляции,
составляли замкнутую элиту.
— А тому равнодушию, с каким вы, интеллигенты, принадлежащие к господствующему исповеданию, трактуете все, что
составляет суть
духовной жизни целого народа.
Скоро Тони, приноровясь к религиозному настроению младшего брата и сестры,
составила из своего и их голосов, с аккомпанементом рояля, маленький хор, очень стройно и от души исполнявший
духовные гимны.
Тут собралась вся та Москва, что стала ему дорога, как настоящая
духовная родина. Пускай в ней не сто тысяч народу, пускай она
составляет малый процент миллионного населения; но без нее здесь царил бы"чумазый".
Хотя известия «о бродягах
духовного чина» здесь подаются в случайном и, конечно, крайне ограниченном размере и, разумеется,
составляют, вероятно, только самую незначительную долю всей группы случаев этого рода, — однако, тем не менее, и по такой малой доле читатель будет в состоянии себе представить настоящие, а не поддельные и притом весьма яркие картины былого.
Их некрологи, как недавно справедливо замечено по поводу кончины бывшего архиепископа тобольского Варлаама,
составляют или сухой и жалкий перифраз их формулярных послужных списков, или — что еще хуже — дают жалкий набор общих фраз, в которых, пожалуй, можно заметить много усердия панегиристов, но зато и совершенное отсутствие в них наблюдательности и понимания того, что в жизни человека, сотканной из ежедневных мелочей, может репрезентовать его ум, характер, взгляд и образ мыслей, — словом, что может показать человека с его интереснейшей внутренней,
духовной стороны, в простых житейских проявлениях.
Сочинения
духовных лиц, несмотря на их односторонность (они касаются почти исключительно обрядов внешнего богопочитания),
составляют довольно важный материал для исследований о расколе.
Кто же мог
составлять этот «надзор»: епископ с его
духовным штатом или мир, народ — прихожане?
Он гордился тем, что она так умна, и хорошо сознавал свое ничтожество перед нею в мире
духовном, и тем более радовался тому, что она с своею душой не только принадлежала ему, но
составляла часть его самого.