Неточные совпадения
Сквозь обветшавшую и никогда никуда не пригодную мудрость у нее пробивалась живая струя здравого практического
смысла, собственных идей, взглядов и
понятий. Только когда она пускала в ход собственные силы, то сама будто пугалась немного и беспокойно искала подкрепить их каким-нибудь бывшим примером.
— Это слишком общее, родовое
понятие. В каком
смысле — друг?
Венецианские граждане (если только слово «граждане» не насмешка здесь) делали все это; они сидели на бархатных, но жестких скамьях, спали на своих колючих глазетовых постелях, ходили по своим великолепным площадям ощупью, в темноте, и едва ли имели хоть немного приблизительное к нынешнему, верное
понятие об искусстве жить, то есть извлекать из жизни весь
смысл, весь здоровый и свежий сок.
На лбу, в меняющихся узорах легких морщин, заметно отражалось, как собирались в голове у него, одно за другим,
понятия и как формировался из них общий
смысл того, что ему говорили.
Ошибаться может каждый, ошибки могут быть нелепы, если человек судит о вещах, чуждых его
понятиям; но было бы несправедливо выводить из нелепых промахов Марьи Алексевны, что ее расположение к Лопухову основывалось лишь на этих вздорах: нет, никакие фантазии о богатой невесте и благочестии Филиппа Эгалите ни на минуту не затмили бы ее здравого
смысла, если бы в действительных поступках и словах Лопухова было заметно для нее хотя что-нибудь подозрительное.
Не говоря уже о том, что это черт знает что такое со стороны общих
понятий, но какой
смысл это имело в личных отношениях?
Я решительно, не только философски, но морально, жизненно против реализма
понятий, и в этом
смысле я антиплатоник, хотя в других отношениях я очень ценю Платона.
С такого рода пониманием
смысла творчества связаны были мои симпатии к романтизму и несимпатии к классицизму, хотя эти
понятия я считаю условными.
Понятие бытия логически и грамматически двусмысленное, в нем смешиваются два
смысла.
Рационалисты те, для кого утрачено реальное содержание и реальный
смысл слов и
понятий, мистики те, для кого слова и
понятия полны живого, реального содержания и
смысла.
В отношениях Самсона Силыча Вольтова ко всем, его окружающим, мы видели, что самодурство это — бессильно и дряхло само по себе, что в нем нет никакого нравственного могущества, но влияние его ужасно тем, что, будучи само бессмысленно И бесправно, оно искажает здравый
смысл и
понятие о праве во всех, входящих с ним в соприкосновение.
Прежде всего он отделил выражения нравственного и умственного сочувствия и решил, что это явление совсем другого порядка, очень редко соединяющееся с
понятием о дружбе в том
смысле, в каком оно установилось для среднего уровня человеческой жизни.
Санин исполнил их желание, но так как слова «Сарафана» и особенно: «По улице мостовой» (sur une ruà pavee une jeune fille allait à l'eau [По замощенной улице молодая девушка шла за водой (фр.).] — он так передал
смысл оригинала) — не могли внушить его слушательницам высокое
понятие о русской поэзии, то он сперва продекламировал, потом перевел, потом спел пушкинское: «Я помню чудное мгновенье», положенное на музыку Глинкой, минорные куплеты которого он слегка переврал.
По этим данным я в детстве составил себе такое твердое и ясное
понятие о том, что Епифановы наши враги, которые готовы зарезать или задушить не только папа, но и сына его, ежели бы он им попался, и что они в буквальном
смысле черные люди, что, увидев в год кончины матушки Авдотью Васильевну Епифанову, la belle Flamande, ухаживающей за матушкой, я с трудом мог поверить тому, что она была из семейства черных людей, и все-таки удержал об этом семействе самое низкое
понятие.
Некоторое время он разыскивал Ставрогина и Петра Степановича и вдруг запил и стал развратничать безо всякой меры, как человек, совершенно потерявший всякий здравый
смысл и
понятие о своем положении.
Первое выражает
смысл положительного, конкретного
понятия, а другое есть язык чувств, представлений, мысли, заключенной в конечные категории.
С самого раннего возраста бог вложил в меня
смысл и
понятие, так что я не в пример прочим, будучи еще таким, как ты, утешал родителей и наставников своим разумением.
О вольтерианцах бабушка не полагала никакого своего мнения, потому что неверующие, по ее
понятиям, были люди, «у которых
смысл жизни потерян», но и масонов она не жаловала, с той точки зрения, чего-де они всё секретничают? Если они любовь к ближнему имеют, так это дело не запретное: вынь из кармана, подай да иди с богом своею дорогой — вот было ее нехитрое правило.
И я ничего не мог ни возразить, ни объяснить, ибо знаю, что, по утвердившемуся на улице
понятию, обладание властью действительно равносильно возможности гнуть в бараний рог и что в этом
смысле мы, точно, никакой власти не имеем. Или, быть может, мы имеем ее в каком-нибудь другом
смысле?.. Risum teneatis, amici!
Весьма естественно развилось в нем чувство отвращения к спеси и чванству старинных бояр, и здравые
понятия о достоинстве заслуг и трудов, столь простые и близкие человеку, не исказившему природного
смысла, — очень легко, конечно, могли овладеть его умом.
По нашему
понятию о сущности искусства, стремление к произведению прекрасного в
смысле грациозного, изящного, красивого не есть еще искусство; для искусства, как увидим, нужно более; потому произведений архитектуры ни в каком случае мы не решимся назвать произведениями искусства.
Он всеобщего знать не хочет; он до него никогда не поднимается; он за самобытность принимает всякую дробность и частность, удерживая их самобытность: специализм может дойти до каталога, до всяких субсумаций, но никогда не дойдет до их внутреннего
смысла, до их
понятия, до истины наконец, потому, что в ней надобно погубить все частности; путь этот похож на определение внутренних свойств человека по калошам и пуговицам.
Предлагаю новое слово, заменяющее и имеющее другой
смысл и
понятие, нежели «человечество».
Когда я говорю: невеста с достоинствами, то не воображайте, что я говорю, применяясь к теперешним
понятиям, то есть, что девица воспитана отлично, образована превосходно, обучена всем языкам, пляскам, музыкам разным и проч. — нет, мы понимали дела в настоящем
смысле и вещи называли как должно; воспитана — означало у нас: вскормлена, вспоена, не жалея кошту, и оттого девка полная, крупная, ядреная, кровь как не брызнет из щек; образована — объясняло, что она имела во что нарядиться и дать себе образ или вид замечательный, в прочих же достоинствах разумелось недвижимое и движимое имущество, пуды серебра (тогда серебро не считалось на деньги, а на вес), сундуки с платьями, да платьями все глазетовыми, парчевыми, все это не теряющее никогда цены…
«Библиотека для чтения» пришла в ужас от столь печального факта и воскликнула с благородным негодованием: «В 1858 году, во время всеобщего движения вперед (в настоящее время, когда… и пр.), является целая масса людей, занимающих почетное место в обществе, но которые не приготовлены к эманципации только потому, что неоткуда было познакомиться с такими
понятиями, — как будто человечественные идеи почерпаются только из книг, как будто практический
смысл помещика не мог сказать ему, что он должен сделать для своего крестьянина и как сделать.
Смотря на всю Европу с высоты своего славянского величия, г. Жеребцов решительно не хочет признать этого и поступает с своими читателями так, как будто бы они не имели ни малейшего
понятия — не только об истории и образованности, но даже о самых простых логических построениях; как будто бы они лишены были не только всяких познаний, но даже и здравого
смысла.
Для камышинского мещанина «ничего» означает отсутствие всякой цели и
смысла в жизни. По мнению Якова, все в мире клонится к злу. Было уже три «сменения»… Какие? Яшка имеет об них лишь смутные
понятия.
Дело понятное для Маши, кроме естественного влечения, и самый интерес жизни состоит в том, чтобы добиться теоретического и практического торжества здравых
понятий: ведь искажение человеческого
смысла и господство произвола обрушивается на нее [всякого рода] стеснениями [и насилиями].
Вместо всех велений здравого
смысла им с малолетства вбито в голову и срослось с ними
понятие, что они должны жить [на чужой счет], сами ничего не делая, что это [их право,] их призвание на земле.
Находя, что приближается в действительности для них решительная минута, которою определится навеки их судьба, мы все еще не хотим сказать себе: в настоящее время не способны они понять свое положение; не способны поступить благоразумно и вместе великодушно, — только их дети и внуки, воспитанные в других
понятиях и привычках, будут уметь действовать как честные и благоразумные граждане, а сами они теперь не пригодны к роли, которая дается им; мы не хотим еще обратить на них слова пророка: «Будут видеть они и не увидят, будут слышать и не услышат, потому что загрубел
смысл в этих людях, и оглохли их уши, и закрыли они свои глаза, чтоб не видеть», — нет, мы все еще хотим полагать их способными к пониманию совершающегося вокруг них и над ними, хотим думать, что они способны последовать мудрому увещанию голоса, желавшего спасти их, и потому мы хотим дать им указание, как им избавиться от бед, неизбежных для людей, не умеющих вовремя сообразить своего положения и воспользоваться выгодами, которые представляет мимолетный час.
Иннокентиев. Но прошу вас, скажите, как вы будете понимать, чтобы я мог быть спокоен в том
смысле, что вы не нанесете удара сердцу Агнесы Ростиславовны заблуждением в ваших
понятиях.
Понятие о долге во всей его чистоте не только несравненно проще, яснее, понятнее для каждого человека на практике и естественнее, чем побуждение, ведущее свое начало от счастья или связанное и считающееся с ним (и всегда требующее немало искусственности и тонких соображений), но и перед судом обыкновенного здравого
смысла оно гораздо могущественнее, настойчивее и более обещает успеха, чем все побуждения, исходящие из своекорыстия, если только
понятие о долге усвоено здравым
смыслом, совершенно независимо от своекорыстных побуждений.
— Но ведь в этом же
смысла нет человеческого! Какой-то хаос, путаница
понятий, сумбур непроходимый!
Поэтому у Беме, строго говоря, отсутствует идея творения и тварности, и хотя у него и постоянно встречается выражение «тварь и тварность» (Creatur und Creatürlichkeit), но это
понятие вовсе не имеет принципиального метафизического и онтологического
смысла, а означает только определенную ступень в раскрытии природы Бога (как есть это
понятие и в системе Плотина, отрицающей тем не менее идею творения).
И для Платона, и для Аристотеля было одинаково бесспорно, что существует нечто общее в
понятиях, род или идея, причем ни тот ни другой не понимали их в
смысле номинализма, т. е. только как абстракции или условные имена — vox, но видели в них некие realia.
С. 306–309.] западного типа, религиозно-соотносительное, а до известной степени и эквивалентное в тоносе [Тонос — букв.: напряжение, в переносном
смысле «сила»;
понятие стоической философии, означающее напряжение, интенсивность космического духа (пневмы).] своем нашему русскому хлыстовству.
Так, символ в рационалистическом применении берется как условный знак, аббревиатура
понятия, иногда целой совокупности
понятий, конструктивная схема, логический чертеж; он есть условность условностей и в этом
смысле нечто не сущее; он прагматичен в своем возникновении и призрачен вне своего прагматизма; он возникает по определенному поводу, цепляется за вещи лишь в предуказанных точках, его реализм частичен, акцидентален.
Отрицание всякого определения и содержания, составляющее основу отрицательного
понятия, — отрицательность, как таковая, может иметь различную энергию и разное происхождение и
смысл.
Значение веры в этом
смысле выдвинуто было в полемике с Кантом уже Якоби, который считал областью веры не только бытие божественного мира, но и эмпирического, и таким образом профанировал или, так сказать, секуляризировал
понятие веры [«Durch den Glauben wissen wir, dass wir einen Körper haben (!) und dass ausser uns andere Körper und andere denkende Wesen vorhanden sind.
И спасется вся тварь до последнего создания Божьего [Конечно, нельзя говорить об индивидуальном бессмертии животных, ибо вообще
понятие индивидуальности в человеческом
смысле здесь не приложимо.
Они будут правы в своем упреке, если только и сами не будут забывать, что в этих
понятиях и для них самих не содержится никакого определенного
смысла, — он вкладывается только данной философемой; другими словами, проблема трансцендентного (и соотносительного с ним имманентного) представляет собой последнюю и наиболее обобщающую проблему философии и, следовательно, уже включает в себя всю систему.
Во избежание недоразумений прибавим, что
понятие «божество, бог» берется нами пока в самом широком и неопределенном
смысле, объемлющем различные религии, как формальная категория, применимая ко всевозможному содержанию.
Другими словами, антитезу между номинализмом и реализмом можно примирить в
смысле соединения обоих, ибо
понятия суть одновременно и realia и nomina [Вещи и имена (лат.).
Т. 1. С. 140).], и, чтобы не подвергнуться очистительной и убийственной карме [Карма — букв.: «деяние», «поступок» — одно из главных
понятий индийской философии, обозначающее в самом широком
смысле совокупность всех человеческих поступков и их последствия в его последующих существованиях.] дальнейшего диалектического процесса, на который обречено отвлеченное от всякого содержания или окачествования бытие у Гегеля, надо с самого же начала спасти его от превращения в ничто определенным что.
(Это же он косвенно подтвердил и в «Пармениде», показав, каким образом мысль запутывается в неизбежных диалектических противоречиях при анализе
понятия бытия-небытия, и в этом
смысле «Парменид» есть диалектическое prooemium [Введение, предисловие (греч.).] к «Тимею».)
В учении Аристотеля о формах мы имеем только иную (в одном
смысле улучшенную, а в другом ухудшенную) редакцию платоновского же учения об идеях, без которого и не мог обойтись мыслитель, понимавший науку как познание общего (το καθόλου) и, следовательно, сам нуждавшийся в теории этого «общего», т. е. в теории идей-понятий.
Диалектическое противоречие в
смысле Гегеля проистекает из общего свойства дискурсивного мышления, которое, находясь в дискурсии [Дискурсия (от лат. discursus — довод, аргумент) — рассудочное (или логическое) мышление, мышление с помощью
понятий.], в непрерывном движении, все время меняет положение и переходит от одной точки пути к другой; вместе с тем оно, хотя на мгновение, становится твердой ногой в каждой из таких точек и тем самым свой бег разлагает на отдельные миги, на моменты неподвижности (Зенон!)
В первом
смысле догмат есть формула, кристаллизующая в образах или
понятиях религиозное суждение.
Религия имеет в своих основах опытный, можно сказать, эмпирический характер (конечно,
понятие опыта берется здесь в расширенном
смысле), а потому не может быть установлена одной философской «дедукцией» или мистическим «гнозисом».
Можно различать это
понятие в более узком и более обширном
смысле.