Неточные совпадения
— Какой
опыт? столы вертеть? Ну, извините меня, дамы и господа, но, по моему, в колечко веселее играть, — сказал старый князь, глядя на Вронского и догадываясь, что он затеял это. — В колечке еще есть
смысл.
Она знала жизнь в пределах, поставленных ее
опыту, но сверх общих явлений видела отраженный
смысл иного порядка.
Подходя к дому, Клим Самгин уже успел убедить себя, что
опыт с Нехаевой кончен, пружина, действующая в ней, — болезнь. И нет
смысла слушать ее истерические речи, вызванные страхом смерти.
«Я не Питер Шлемиль и не буду страдать, потеряв свою тень. И я не потерял ее, а самовольно отказался от мучительной неизбежности влачить за собою тень, которая становится все тяжелее. Я уже прожил половину срока жизни, имею право на отдых. Какой
смысл в этом непрерывном накоплении
опыта? Я достаточно богат. Каков
смысл жизни?.. Смешно в моем возрасте ставить “детские вопросы”».
Иной мир, мир
смысла и свободы, раскрывается лишь в духовном
опыте, который отрицают современные экзистенциалисты.
Один из последних
опытов «гостиной» в прежнем
смысле слова не удался и потух вместе с хозяйкой. Дельфина Гэ истощала все свои таланты, блестящий ум на то, чтоб как-нибудь сохранить приличный мир между гостями, подозревавшими, ненавидевшими друг друга. Может ли быть какое-нибудь удовольствие в этом натянутом, тревожном состоянии перемирия, в котором хозяин, оставшись один, усталый, бросается на софу и благодарит небо за то, что вечер сошел с рук без неприятностей.
Возможно только движение вперед после пережитого катастрофического
опыта, возможно лишь Aufhebung в гегелевском
смысле.
Смысл кризиса всей современной философии — в возврате к бытию и к живому
опыту, в преодолении всех искусственных и болезненных перегородок между субъектом и объектом.
В каком
смысле возможно расширение
опыта и почему в научном знании это расширение не достигается, вечно наталкивается на непреодолимые препятствия?
Переживание есть полнота
опыта — вот единственный
смысл этого слова.
— А что касается до меня, — заметил князь, — то я готов, как твой приятель и как человек любознательный, присутствовать при этом
опыте и участвовать в нем. Но я тебя еще утром предупреждал, что такие
опыты бывали и всегда оканчивались позорной неудачей, по крайней мере те, о которых мы знаем лично, а те, о которых мы знаем только понаслышке, сомнительны в
смысле достоверности. Но ты начал дело, Лихонин, — и делай. Мы тебе помощники.
Как только она это сказала — мое тройное ощущение за себя и других кончилось. Теперь я видел и понимал только то, что видел и слышал. Ганувер, взяв руку женщины, медленно всматривался в ее лицо, как ради
опыта читаем мы на расстоянии печатный лист — угадывая, местами прочтя или пропуская слова, с тем, что, связав угаданное, поставим тем самым в линию
смысла и то, что не разобрали. Потом он нагнулся и поцеловал руку — без особого увлечения, но очень серьезно, сказав...
Настоящий же государственный
смысл принимает она только после первого азовского похода, когда Петр, наученный неудачным
опытом, начинает нетерпеливо вызывать в Россию заграничных инженеров, артиллеристов, корабельных мастеров и капитанов и пр.
Не говоря о точке зрения Посошкова, которая, может быть, не совсем удовлетворит требованиям живой народной науки, заметим здесь только о том, как в этом случае простой здравый
смысл русского человека сошелся с результатами, добытыми наконец в многолетних
опытах и исследованиях людей ученых.
Гносеологическому
опыту (в кантовском
смысле) предшествует жизненный, алогический или сверхлогический
опыт, в котором, непостижимо для мышления, уже дается и порождающая мышление материя, и вся эта серая масса
опыта постепенно преодолевается и ассимилируется мышлением.
Идея творения мира Богом поэтому не притязает объяснить возникновение мира в
смысле эмпирической причинности, она оставляет его в этом
смысле необъясненным и непонятным; вот почему она совершенно не вмещается в научное мышление, основывающееся на имманентной непрерывности
опыта и универсальности причинной связи, она остается для него бесполезна и ему чужда, — есть в этом
смысле заведомо ненаучная идея.
Трансцендентное в самом общем
смысле, т. е. превышающее всякую меру человеческого
опыта, сознания и бытия, вообще «этого мира», дано в первичном религиозном переживании, поскольку в нем содержится чувство Бога, — это есть основная музыка религии.
Вещь в себе трансцендентна
опыту, — категории феноменального мира неприложимы к ноумену, совершенно в том же
смысле и по тем же, в сущности, основаниям, по каким, напр., И. Ск.
Булгаков по поводу имясловия написал статью «Афонское дело» (Русская мысль. 1913. № 9), а позднее (в 1920 г.) монографию «Философия имени» (Париж, 1953).], помимо общего своего богословского
смысла, является в некотором роде трансцендентальным условием молитвы, конституирующим возможность религиозного
опыта.
Религия имеет в своих основах опытный, можно сказать, эмпирический характер (конечно, понятие
опыта берется здесь в расширенном
смысле), а потому не может быть установлена одной философской «дедукцией» или мистическим «гнозисом».
В известном
смысле можно считать (гносеологически) трансцендентным сознанию всякую транссубъективную действительность: внешний мир, чужое «я», гору Эльбрус, Каспийское море, всякую неосуществленную возможность нового
опыта.
Места для веры и откровения здесь не остается, н если и можно говорить об откровениях высших сфер в
смысле «посвящения», то и это посвящение, расширяя область
опыта, качественно ее не переступает, ибо и иерархии эти принадлежат тоже еще к «миру», к области имманентного.
В этом
смысле мужи духовного
опыта и различают в ней за внешним, буквальным содержанием, плотью слова, исторической одеждой, еще и таинственный, символический
смысл, открывающийся лишь благоговению.
Его собственный
опыт был, в этом
смысле, трагическим.
Имеют
смысл великие испытания человека и пережитый им
опыт прельщений.
Можно сказать, что
смысл нравственного
опыта человека на протяжении всей его жизни заключается в том, чтобы поставить человека на высоту в восприятии смерти, привести его к должному отношению к смерти.
Книга эта хочет быть
опытом конкретного учения о человеческой жизни, о ее
смысле, ее целях и ценностях.
В книгах мистических раскрывается двоякий
смысл мистики — она означает
опыт, переживание и означает учение (μυείν).
Но страдание имеет
смысл совсем не потому, что оно необходимо и справедливо, что оно есть высший закон жизни, а потому, что оно есть
опыт свободы и путь человека и что человек может обнаружить в этом пути свою духовную победу, может достигнуть освобождения и просветления, может выполнить завет любви и милосердия.
Переживание мною страдания как имеющего
смысл есть путь одухотворения и просветления, есть мой духовный
опыт, а не рациональное оправдание страданий.
Религиозный
опыт до конца изживает мир как совершенно внебожественный и как совершенно божественный, изживает зло как отпадение от божественного
смысла и как имеющее имманентный
смысл в процессе мирового развития.
Творческий
опыт — духовен в религиозном
смысле этого слова [Когда читаешь «Путь к посвящению» или «Путь к самопознанию человека» Р. Штейнера, где говорится об оккультном пути к высшей духовной жизни, то можно подумать, что до раскрытия оккультного пути в мире не было духовной жизни, мир был погружен исключительно в физический план.
В середине 1798 года майор Антоновский представил в петербургскую цензуру сочинение: «
Опыт о генерале-фельдмаршале графе Суворове-Рымникском», совершенно безвредное и даже в полном
смысле невинное.
Есть мистический
опыт, который хочет вернуть к состоянию первоначального покоя в лоне Божьем и отвергает всякое движение, всякую творческую динамику, т. е. самый
смысл мирового божественного развития.
Так делается невозможным постижение
смысла революции и духовное переживание ее трагического
опыта.
Что́ такое творится на свете?» — спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в
смысл явлений жизни; но
опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях.