Неточные совпадения
Он решил написать статью, которая бы вскрыла символический
смысл этих похорон. Нужно рассказать, что в лице убитого незначительного человека Москва, Россия снова хоронит всех, кто пожертвовал жизнь свою
борьбе за свободу в каторге, в тюрьмах, в ссылке, в эмиграции. Да, хоронили Герцена, Бакунина, Петрашевского, людей 1-го марта и тысячи людей, убитых девятого января.
Именно такая
борьба была полна
смысла, и для нее стоило жить на свете.
Историческая
борьба России с Польшей имела положительный
смысл, и духовное своеобразие русского народа было в ней утверждено навеки.
Слово само по себе божественно, и божественный
смысл слов может быть выявлен лишь в атмосфере свободы, реализм слов в
борьбе побеждает номинализм слов.
Социальная
борьба, отвлекающая человека от размышлений над своей судьбой и
смыслом своего существования, уляжется, и человек будет поставлен перед трагизмом смерти, трагизмом любви, трагизмом конечности всего в этом мире.
Можно сказать, что
борьба народов за историческое бытие имеет глубокий моральный и религиозный
смысл, что она нужна для высших целей мирового процесса.
Если нельзя победить врага, если нанесением ему мелочного урона сам делаешь себе больше урона, то незачем начинать
борьбы; поняв это, вы имеете здравый
смысл и мужество покоряться невозможности без напрасного деланья вреда себе и другим, — это также великое достоинство, Марья Алексевна.
То было прежде всего призвание философа, но особого рода философа, философа-моралиста, философа, занятого постижением
смысла жизни и постоянно вмешивающегося в жизненную
борьбу для изменения жизни согласно с этим
смыслом.
В известном
смысле Хомякова можно назвать православным модернистом, у него есть некоторое родство с католическим модернизмом —
борьба против схоластики и против интеллектуалистического понимания догматов, сильный модернистический элемент защиты свободной критической мысли.
Смысл истории согласно Апокалипсису заключается в освобождении человеческих сил для последней
борьбы добра и зла, Христа и Антихриста.
Там партикуляризма, в
смысле политической партии, не существует вовсе;
борьба же с католицизмом ведется совсем не во имя того, что он служит помехою для исполнения начальственных предписаний, а во имя освобождения человеческой мысли от призраков, ее угнетающих.
В первый раз пришлось ему постичь истинный
смысл слова «
борьба», но, однажды сознав необходимость участия этого элемента в человеческой деятельности, он уже не остановился перед ним, хотя, по обычаю всех ищущих душевного мира людей, принял его под другим наименованием.
Затем она невольно спросила себя: что такое, в самом деле, это сокровище? действительно ли оно сокровище и стоит ли беречь его? — и увы! не нашла на этот вопрос удовлетворительного ответа. С одной стороны, как будто совестно остаться без сокровища, а с другой… ах, черт побери! да неужели же весь
смысл, вся заслуга жизни в том только и должны выразиться, чтобы каждую минуту вести
борьбу за сокровище?
Но вместе с сим, увидев в ее жалобе лишь предлог для косвенного нападения на его собственную, начальника края, персону, изволил присовокупить, что, истратив силы в
борьбе с внутренними врагами, не имеет твердого основания полагать, чтобы он мог быть в требуемом
смысле полезным.
В самом деле: ведь
смысл общественного жизнепонимания состоит в том, что человек, сознавая жестокость
борьбы личностей между собою и погибельность самой личности, переносит
смысл своей жизни в совокупности личностей.
Часто сами персонажи комедии не имеют ясного или вовсе никакого сознания о
смысле своего положения и своей
борьбы; но зато
борьба весьма отчетливо и сознательно совершается в душе зрителя, который невольно возмущается против положения, порождающего такие факты.
И грозящие им
борьбою с пробуждающимся здравым
смыслом огромного большинства человечества.
Смысл жизни только в одном — в
борьбе.
В честных, горячих речах этих позднейших Чацких будут вечно слышаться грибоедовские мотивы и слова — и если не слова, то
смысл и тон раздражительных монологов его Чацкого. От этой музыки здоровые герои в
борьбе со старым не уйдут никогда.
«А судьи кто?» и т. д. Тут уже завязывается другая
борьба, важная и серьезная, целая битва. Здесь в нескольких словах раздается, как в увертюре опер, главный мотив, намекается на истинный
смысл и цель комедии. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку...
У столба остановились двое мастеровых, судя по запачканным копотью лицам, слесарей, и один из них стал читать объявление о
борьбе вслух, коверкая слова. Арбузов услышал свою фамилию, и она прозвучала для него бледным, оборванным, чуждым, потерявшим всякий
смысл звуком, как это бывает иногда, если долго повторяешь подряд одно и то же слово. Мастеровые узнали атлета. Один из них толкнул товарища локтем и почтительно посторонился. Арбузов сердито отвернулся и, засунув руки в карманы пальто, пошел дальше.
Эти-то премудрые схоластики и задержали общий здравый
смысл, которому, конечно, давно пора бы понять, что последняя цель знания — не
борьба, а примирение, не противоположность, а единство.
Подобный допрос имел бы еще
смысл, если бы
борьба, страдания и т. п. были чем-нибудь обязательным, необходимым для сохранения чести и благородства человека.
То же и с человеческою жизнью: грехи, соблазны и суеверия,
борьба с ними и победа над ними, — в этом и
смысл, и радость человеческой жизни.
Поэтому аскетический мотив учения Платона следует понимать не в
смысле метафизического осуждения тела, но как требование практического, религиозно-этического аскетизма, — во имя
борьбы с греховной плотью ради победы духа, приводящей к просветлению и тела.
Нет, конечно! Если
смысл всей
борьбы человечества за улучшение жизни — в том, чтобы превратить жизнь в пирушку, сделать ее «сытою» и «благоустроенною», то не стоит она этой
борьбы. Но
смысл не в этом. Обновление внешнего строя — только первый, необходимый шаг к обновлению самого человека, к обновлению его крови, нервов, всего тела, к возрождению отмирающего инстинкта жизни.
Напротив: в полном банкротстве живой жизни, в победительном и окончательном выявлении человеческой неспособности жить, — «в этом и только в этом» он способен видеть «религиозный и метафизический
смысл» даже
борьбы человечества за улучшение жизни.
На наших глазах один за другим отпадают все признаки, которые делают Диониса именно Дионисом. Вместо безвольного слияния с «Первоединым» Ницше страстно и настойчиво требует теперь от человека воли, действия,
борьбы за свой собственный счет, призывает людей к «верности земле», чтоб возвращен был земле ее
смысл, чтоб человек гордо нес на земле свою земную голову и делал дело земли. В «Рождении трагедии» возвратить дионисического человека к делу земли мог только Аполлон своею «иллюзией».
Аскеза есть
борьба личности против рабства, и только в этом
смысле она допустима.
Бог не есть Промыслитель мира, т. е. Мироправитель, Миродержец, Pantokratos, Бог есть свобода и
смысл, любовь и жертва, есть
борьба против объективированного миропорядка.
И эмансипационное движение, направленное против таких форм семьи, имеет глубокий персоналистический
смысл, есть
борьба за достоинство человеческой личности.
Смысл аскезы в том, что она есть
борьба со смертью в себе, против смертного в себе.
Но греховный мир есть арена
борьбы и столкновения взаимодействующих воль, поэтому в известном
смысле мир есть война.
Генезис зла приводит нас и к признанию положительного
смысла зла, который будет учтен в райской жизни, и к неустанной
борьбе со злом, и к суду над злом.
Но после ужаса мировой войны мы вступаем в эпоху, когда война теряет
смысл и оправдание, когда
борьба против возможности новых войн делается великой этической задачей.
Положительный
смысл зла лишь в том обогащении жизни, которое приносит с собой героическая
борьба со злом и преодоление его.
Если же зло имеет положительный
смысл и результатом его будет вечный ад, если оно будет положительно учтено в раю, то затруднительной делается
борьба со злом, то зло превращается в неосуществленную форму добра.
И человек идет за них на
борьбу, на гибель и не может понять, как можно жить, не ища в жизни
смысла, не имея всезахватывающей жизненной задачи.
«Приятно вести
борьбу и победить человека равного, — думал он, — человека, который в общественном
смысле стоит с тобой на одной точке… А какой мне интерес Илюшку побеждать? Победишь его или не победишь — один чёрт: никакого удовольствия… О, взял шашку и улыбается! Приятно барина обыгрывать! Еще бы! Луком воняет, а небось рад старшему напакостить!» — Пошел вон! — крикнул Шмахин.
Его скромность и деликатность некоторые ставили ему в упрек, как такие свойства, которые мешали ему в
борьбе, и философской и политической. На их оценку, он часто бывал слишком уступчив. Но он никогда не изменял знамени поборника научного мышления и самого широкого либерализма. Он не был"контист"в более узком
смысле, но и не принадлежал к толку религиозных позитивистов. А в политике отвечал всем благим пожеланиям тогдашних радикалов, только без резко выраженных, так сказать устрашающих, формул.
И пусть еще явятся люди, и пусть все спорят, — Розанов, Катра, Окорокова. Мне представлялось: Розанов убедил Машу, — и ее глаза засветились хищным пламенем, она познала
смысл жизни в
борьбе, она радуется, нанося и получая удары. И мне представлялось: Маша убедила Розанова, он в молитвенном экстазе упал на колени, простер руки к небу и своим свободным духом узрел невидимый, таинственно-яркий свет сверхчувственного…
Благоухающие цветы человечества ищут
смысла жизни и делают открытие, —
смысл в том, чтобы благоухать. А крапива, репей, бурьян поучаются, вздыхают и повторяют: «Да, наше призвание — благоухать!» Орлы рвут ураган стальными крыльями и кричат сверху: «Жизнь в том, чтобы бороться с грозами!» А козявки цепляются за бьющиеся под ветром листья и пищат: «Да, жизнь в
борьбе с грозами!»
Но признание
смысла страдания не должно означать отрицания существования зла и несправедливости, совсем не должно превращаться в отрицание человеческой
борьбы за жизнь менее мучительную, более радостную.
Если хотите, то эта война действительно является для японцев
борьбой за существование, но в другом
смысле.
Именно мистический и космический
смысл любви, именно вера в божественное предназначение и избрание в любви предполагает свободную
борьбу в любви и свободное выживание сильных в любви, ибо мистическое предназначение не требует охраны.
Взгляды, по временам бросаемые Владиславом Станиславовичем на иезуита, давали понять, что его откровенность есть результат далеко не опрометчивости молодости и что он знает, что дело, которое ведет орден мальтийских рыцарей, затрагивает интересы партии, во главе которой стоит Грубер, в гораздо более сильной степени, нежели старался сейчас объяснить ему аббат. Христианские чувства добрых католиков хотя и играли тут роль, но не в
смысле горячего сочувствия к
борьбе ордена с западными безбожниками.
Одержав, как ему казалось, нравственную победу над графом, он возомнил о своем уме и способностях и даже решился вступить в
борьбу с всесильным графом Аракчеевым на почве излюбленной последним заветной идеи будущей несомненной и неисчислимой пользы организуемых им военных поселений, долженствовавших покрыть своею сетью всю Россию, на страх, на самом деле, встрепенувшейся при известии о преобразовании в этом
смысле русского военного быта, Европе.
Бедственное положение это усиливается еще тем, что, так как это состояние неверия продолжается уже много времени, сделалось то, что среди людей христианского мира те из них, которым это положение безверия выгодно, все властвующие классы, либо самым бессовестным образом притворяются, что верят в то, чему не верят и не могут верить, либо, в особенности наиболее развращенные из них ученые, прямо проповедуют, что для людей нашего времени совсем и не нужно ни какого бы то ни было объяснения
смысла жизни — веры, ни какого бы то ни было вытекающего из веры руководства поступков, а что единственный основной закон жизни человеческой есть закон развития и
борьбы за существование и что поэтому жизнь людей может и должна быть руководима только похотями и страстями людскими.
То, что называется русской «революцией» и что сейчас завершается, имеет один постыдный и горестный для нас
смысл: русский народ не выдержал великого испытания войны, в страшный час мировой
борьбы он ослабел и начал разлагаться.
Но вера в божественный
смысл жизни ослабела в русском народе, и он потерял силу в самую страшную минуту
борьбы.