Неточные совпадения
— Каждый член
общества призван делать свойственное ему дело, — сказал он. — И люди мысли исполняют свое дело, выражая общественное мнение. И единодушие и полное выражение общественного мнения есть заслуга прессы и вместе с тем радостное явление. Двадцать лет тому назад мы бы молчали, а теперь слышен голос русского народа, который готов встать, как один человек, и готов жертвовать собой для угнетенных братьев; это великий шаг и задаток
силы.
Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из
сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий
общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.
— Это напрасно. Здесь есть хорошенькие, да и молодому человеку стыдно не танцевать. Опять-таки я это говорю не в
силу старинных понятий; я вовсе не полагаю, что ум должен находиться в ногах, но байронизм [Байрон Джордж Ноэль Гордон (1788–1824) — великий английский поэт; обличал английское великосветское
общество; был в России более популярен, чем в Англии. Байронизм — здесь: подражание Байрону и его романтическим героям.] смешон, il a fait son temps. [Прошло его время (фр.).]
«Солдат этот, конечно, — глуп, но — верный слуга. Как повар. Анфимьевна. Таня Куликова. И — Любаша тоже. В сущности,
общество держится именно такими. Бескорыстно отдают всю жизнь, все
силы. Никакая организация невозможна без таких людей. Николай — другого типа… И тот, раненый, торговец копченой рыбой…»
— Я много читаю, — ответила она и широко улыбнулась, янтарные зрачки разгорелись ярче — Но я с Аристотелем, так же как и с Марксом, — не согласна: давления
общества на разум и бытия на сознание — не отрицаю, но дух мой — не ограничен, дух —
сила не земная, а — космическая, скажем.
Прежде Вера прятала свои тайны, уходила в себя, царствуя безраздельно в своем внутреннем мире, чуждаясь
общества, чувствуя себя сильнее всех окружающих. Теперь стало наоборот. Одиночность
сил, при первом тяжелом опыте, оказалась несостоятельною.
Скажут, глупо так жить: зачем не иметь отеля, открытого дома, не собирать
общества, не иметь влияния, не жениться? Но чем же станет тогда Ротшильд? Он станет как все. Вся прелесть «идеи» исчезнет, вся нравственная
сила ее. Я еще в детстве выучил наизусть монолог Скупого рыцаря у Пушкина; выше этого, по идее, Пушкин ничего не производил! Тех же мыслей я и теперь.
По-моему, вы выбрали особенно удачный момент для своего предприятия: все
общество переживает период брожения всех
сил, сверху донизу, и вот в эту лабораторию творящейся жизни влить новую струю, провести новую идею особенно важно.
Вся ненормальность и болезненность духовного состояния нашего
общества особенно почувствовалась, когда началась мировая война, потребовавшая напряжения всех
сил, не только материальных, но и духовных.
В общественной жизни все ведь — в
силе, в энергии духа, в характере людей и
обществ, в их воле, в их творческой мысли, а не в отвлеченных принципах, формулах и словах, которым грош цена.
Таким образом выходило, что церковь лишь санкционировала то, что делали другие внецерковные и внехристианские
силы, и не имела собственного идеала
общества и государства.
И Бог не походит ни на
силу природы, ни на власть в
обществе и государстве.
Подлинной реальностью, подлинной жизнью является борьба человека, социального человека, со стихийными
силами природы и
общества, т. е. экономика.
Он признал их порождением социальной неорганизованности, зависимости человека от стихийных
сил природы и
общества.
Слишком забывают, что социальная жизнь людей связана с космической жизнью и что не может быть достигнуто совершенного
общества без отношения к жизни космической и действия космических
сил.
Революция в значительной степени есть расплата за грехи прошлого, есть знак того, что не было творческих духовных
сил для реформирования
общества.
Весь положительный пафос Маркса был связан с его верой в то, что человек, социальный человек, овладеет миром, миром необходимости, организует новое
общество, прекратит образовавшуюся анархию во имя блага людей, во имя их возрастающей
силы.
Справедливо и то, что было здесь сейчас сказано, что если бы действительно наступил суд церкви, и во всей своей
силе, то есть если бы все
общество обратилось лишь в церковь, то не только суд церкви повлиял бы на исправление преступника так, как никогда не влияет ныне, но, может быть, и вправду самые преступления уменьшились бы в невероятную долю.
Общество отсекает его от себя вполне механически торжествующею над ним
силой и сопровождает отлучение это ненавистью (так по крайней мере они сами о себе, в Европе, повествуют), — ненавистью и полнейшим к дальнейшей судьбе его, как брата своего, равнодушием и забвением.
А. И. Герцена.)]
общество государственных людей, умерших в Петербурге лет пятнадцать тому назад и продолжавших пудриться, покрывать себя лентами и являться на обеды и пиры в Москве, будируя, важничая и не имея ни
силы, ни смысла.
После декабристов все попытки основывать
общества не удавались действительно; бедность
сил, неясность целей указывали на необходимость другой работы — предварительной, внутренней. Все это так.
…А если докажут, что это безумие, эта религиозная мания — единственное условие гражданского
общества, что для того, чтоб человек спокойно жил возле человека, надобно обоих свести с ума и запугать, что эта мания — единственная уловка, в
силу которой творится история?
Внутренний результат дум о «ложном положении» был довольно сходен с тем, который я вывел из разговоров двух нянюшек. Я чувствовал себя свободнее от
общества, которого вовсе не знал, чувствовал, что, в сущности, я оставлен на собственные свои
силы, и с несколько детской заносчивостью думал, что покажу себя Алексею Николаевичу с товарищами.
Я говорю об этом совершенно объективно; после юношеских попыток, окончившихся моей ссылкой в 1835 году, я не участвовал никогда ни в каком тайном
обществе, но совсем не потому, что я считаю расточение
сил на индивидуальные попытки за лучшее.
Прежде всего мне представилась мысль о необычайной интенсивной
силе злополучия, разлитого в человеческом
обществе.
Припомните: разве история не была многократно свидетельницей мрачных и жестоких эпох, когда
общество, гонимое паникой, перестает верить в освежающую
силу знания и ищет спасения в невежестве? Когда мысль человеческая осуждается на бездействие, а действительное знание заменяется массою бесполезностей, которые отдают жизнь в жертву неосмысленности; когда идеалы меркнут, а на верования и убеждения налагается безусловный запрет?.. Где ручательство, что подобные эпохи не могут повториться и впредь?
Революции я считаю неизбежными, они фатальны при отсутствии или слабости творческих духовных
сил, способных радикально реформировать и преобразовать
общество.
«Правым» я называю отрицание или умаление человечности и организацию
общества на принципе бесчеловечных коллективных реальностей, получивших
силу традиции.
Трактир Полякова продолжал процветать, пока не разогнали Шиповку. Но это сделала не полиция. Дом после смерти слишком человеколюбивого генерала Шилова приобрело императорское человеколюбивое
общество и весьма не человеколюбиво принялось оно за старинных вольных квартирантов. Все
силы полиции и войска, которые были вызваны в помощь ей, были поставлены для осады неприступной крепости. Старики, помнящие эту ночь, рассказывали так...
И остается непонятным, откуда личность возьмет
силы противопоставить свою свободу власти природы и
общества, власти детерминизма.
С презрением взирал, что для освобождения действительного злодея и вредного
обществу члена или дабы наказать мнимые преступления лишением имения, чести, жизни начальник мой, будучи не в
силах меня преклонить на беззаконное очищение злодейства или обвинение невинности, преклонял к тому моих сочленов, и нередко я видел благие мои расположения исчезавшими, яко дым в пространстве воздуха.
Где ты, о! возлюбленный мой! где ты? Прииди беседовати со мною о великом муже. Прииди, да соплетем венец насадителю российского слова. Пускай другие, раболепствуя власти, превозносят хвалою
силу и могущество. Мы воспоем песнь заслуге к
обществу.
От сближения нашего с женским
обществом зарождался платонизм в чувствах: этот платонизм не только не мешал занятиям, но придавал даже
силы в классных трудах, нашептывая, что успехом можно порадовать предмет воздыханий.
В последние два года, когда они перенесли свои
силы и раздражение на
общество и в его симпатиях и антипатиях открыли своего настоящего, давно искомого врага, дух противоречия
обществу во всем сделался главным направлением этих
сил.
— Откроем приют для угнетенных; сплотимся, дружно поможем общими
силами частному горю и защитим личность от семьи и
общества. Сильный поработает за бессильного: желудки не будут пугать, так и головы смелее станут. Дело простое.
— Поймите же, Лизавета Егоровна, что я не могу, я не в
силах видеть этих ничтожных людей, этих самозванцев, по милости которых в человеческом
обществе бесчестятся и предаются позору и посмеянию принципы, в которых я вырос и за которые готов сто раз отдать всю свою кровь по капле.
Вышли четыре остзейские немки. Все толстые, полногрудые блондинки, напудренные, очень важные и почтительные. Разговор сначала не завязывался. Девушки сидели неподвижно, точно каменные изваяния, чтобы изо всех
сил притвориться приличными дамами. Даже шампанское, которое потребовал Рязанов, не улучшило настроения. Ровинская первая пришла на помощь
обществу, обратившись к самой толстой, самой белокурой, похожей на булку, немке. Она спросила вежливо по-немецки...
— Я положительно убежден, что найденный список с пятнадцатью фамилиями представляет собой
силы далеко не всего
общества, а лишь одного из отделов его!
Требуя этого, я не высказываю никакой дерзкой самонадеянности, а только, по мере моих слабых
сил, защищаю
общество от грозящей ему опасности!
Возвращаясь из генеральского флигелька опять по саду, Тетюев уносил в душе частичку того самого блаженного чувства, которое предвкусил в
обществе Нины Леонтьевны, точно он поднимался неведомой
силой кверху, в область широких начинаний, проектов, планов и соображений.
Между тем виновник этой суеты сует проводил время в
обществе клевретов и приспешников самым загадочным образом, точно он серьезно подготовлялся к чему-нибудь решительному, набирая
силы.
По совести говорю:
общество, в котором"учение о шкуре"утвердилось на прочных основаниях,
общество, которого творческие
силы всецело подавлены, одним словом: случайность — такое
общество, какие бы внешние усилия оно ни делало, не может прийти ни к безопасности, ни к спокойствию, ни даже к простому благочинию. Ни к чему, кроме бессрочного вращания, в порочном кругу тревог, и в конце концов… самоумерщвления.
Во всякое переходное время подымается эта сволочь, которая есть в каждом
обществе, и уже не только безо всякой цели, но даже не имея и признака мысли, а лишь выражая собою изо всех
сил беспокойство и нетерпение.
Удивила меня тоже уж слишком необыкновенная невежливость тона Петра Степановича. О, я с негодованием отвергаю низкую сплетню, распространившуюся уже потом, о каких-то будто бы связях Юлии Михайловны с Петром Степановичем. Ничего подобного не было и быть не могло. Взял он над нею лишь тем, что поддакивал ей изо всех
сил с самого начала в ее мечтах влиять на
общество и на министерство, вошел в ее планы, сам сочинял их ей, действовал грубейшею лестью, опутал ее с головы до ног и стал ей необходим, как воздух.
Таким образом, отец Василий должен был на всю остальную жизнь потерять всякую надежду заявить себя
обществу в том, что составляло его главную
силу и достоинство, а это было для него, как человека честолюбивого, горше смерти.
— Янгуржеева нельзя прогнать, ты не знаешь его!.. Если только я ему нужен, так он всюду будет меня встречать: на этом вот бульваре, на тротуаре, в
обществе! Я всегда его терпеть не мог и никогда не имел
силы спастись от него.
Я помню, что накануне вечером мы общими
силами написали громовую статью, в которой доказывали, что
общество находится на краю бездны.
8-го ноября. В день святых и небесных
сил воеводы и архистратига Михаила прислан мне пребольшущий нос, дабы не токмо об учреждении
общества трезвости не злоумышлял, но и проповедовать о сем не смел, имея в виду и сие, и оное, и всякое, и овакое, опричь единой пользы человеческой… Да не полно ли мне, наконец, все это писать? Довольно сплошной срам-то свой все записывать!
Сотни миллионов денег, десятки миллионов дисциплинированных людей, удивительной
силы орудия истребления, при доведенной до последней степени совершенства организации, при целой армии людей, призванной к тому, чтобы обманывать и гипнотизировать народ, и всё это подчиненное, посредством электричества, уничтожающего пространство, людям, считающим такое устройство
общества не только выгодным для себя, но таким, без которого они должны неизбежно погибнуть, и потому употребляющим все
силы своего ума для поддержания его, — какая, казалось бы, несокрушимая
сила.
Люди эти утверждают, что улучшение жизни человеческой происходит не вследствие внутренних усилий отдельных людей сознания, уяснения и исповедания истины, а вследствие постепенного изменения общих внешних условий жизни, и что потому
силы каждого отдельного человека должны быть направлены не на сознание и уяснение себе и исповедание истины, а на постепенное изменение в полезном для человечества направлении общих внешних условий жизни, всякое же исповедание отдельным человеком истины, несогласной с существующим порядком, не только не полезно, но вредно, потому что вызывает со стороны власти стеснения, мешающие этим отдельным людям продолжать их полезную для служения
обществу деятельность.