Неточные совпадения
Лаврецкий действительно не походил на жертву
рока. От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной
силой. Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. В одних только его глазах, голубых, навыкате, и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как-то слишком ровно.
И вот крики боли начинают мало-помалу стихать, и недавний вопль:"Унизительно, стыдно, больно!"сменяется другим:"Лучше не думать!"Затем человек уже делается рассудительным; в уме его постепенно образуется представление о неизбежном
роке, о гнетущей
силе обстоятельств, против которой бесполезно, или, по малой мере, рискованно прать, и наконец, как достойное завершение всех этих недостойностей, является краткий, но имеющий решающую
силу афоризм:"Надо же жить!"
И действительно, «гольтепа» подчинилась, и не только в
силу тяготеющего над ней
рока, но и не без некоторой доли сознательности.
Много я слышал от нее про разные свадьбы, смерти, наследства, воровства-кражи и воровства-мошенничества, про всякий нагольный и крытый разврат, про всякие петербургские мистерии и про вас, про ваши назидательные похождения, мои дорогие землячки Леканиды Петровны, про вас, везущих сюда с вольной Волги, из раздольных степей саратовских, с тихой Оки и из золотой, благословенной Украины свои свежие, здоровые тела, свои задорные, но незлобивые сердца, свои безумно смелые надежды на
рок, на случай, на свои ни к чему не годные здесь
силы и порывания.
Однако, понятно само собою, немногого может достигнуть человек «судьбе вопреки».
Рок не одолеть, и непрерывно сыплет он на человека свои тяжкие удары. Как же относится к ним гомеровский эллин? Так, как относится всякий, в ком жива и крепка
сила жизни...
И опасения богов не напрасны. Предоставленные самим себе,
сила и мужество человеческие, действительно, способны опрокинуть
рок; дерзая на невозможное, они невозможное делают возможным.
Сила и мужество их то и дело грозят опрокинуть предварительные решения
рока, и богам все время приходится внимательно следить, чтобы люди не преступили этих решений, чтоб чего не случилось «вопреки судьбе» (hyper moron, hyper aisan).
Возрастание
силы есть
рок государств, есть демоническое в них начало.
Этика принуждена дать двойной ответ на вопрошание о войне: должно стремиться всеми
силами к предупреждению войны, к укреплению нравственного сознания, неблагоприятного для войн и осуждающего их, к созданию социальных условий, не вызывающих необходимости войн, но, когда война началась и ее уже нельзя остановить, личность не может сбрасывать с себя ее бремя, выйти из общей ответственности, из круговой поруки, она должна принять на себя вину войны во имя высших целей, но изживать ее трагически, как ужас и
рок.
Мир полон богов, но боги не возвышаются над круговоротом мировой жизни, они сами подчиняются высшей
силе,
року, мойре.
Христианское сознание преодолевает
рок в античном смысле слова, освобождает человеческий дух от власти мира, власти космических
сил.
История превращается в
рок для нас, она действует как чуждая нам и беспощадная
сила, и в ней нет нашей свободы.
Сила Кромвеля и Наполеона в том, что они являются роковыми людьми, носителями
рока революции.