Он воспользовался свойствами русской души, во всем противоположной секуляризированному буржуазному обществу, ее религиозностью, ее догматизмом и максимализмом, ее исканием социальной правды и царства Божьего на земле, ее способностью к жертвам и к терпеливому несению страданий, но также к проявлениям грубости и жестокости, воспользовался
русским мессианизмом, всегда остающимся, хотя бы в бессознательной форме, русской верой в особые пути России.
Русский мессианизм не может быть связан с Россией бытовой, инертно-косной, Россией, отяжелевшей в своей национальной плоти, с Россией, охраняющей обрядоверие, с русскими — довольными своим градом, градом языческим, и страшащимися града грядущего.
Русский мессианизм опирается прежде всего на русское странничество, скитальчество и искание, на русскую мятежность и неутолимость духа, на Россию пророческую, на русских — града своего не имеющих, града грядущего взыскующих.
Русский коммунизм, если взглянуть на него глубже, в свете русской исторической судьбы, есть деформация русской идеи,
русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды, русской идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые формы.
Неточные совпадения
Среди польских мессианистов есть один, наименее известный, — Вронский, который исповедовал
русский, а не польский
мессианизм.
Мессианизм, переходящий в отрицание всякого национализма, хочет, чтобы
русский народ жертвенно отдал себя на служение делу избавления всех народов, чтобы
русский человек явил собой образ всечеловека.
Русская душа нередко переживает бессознательный, темный
мессианизм.
Мессианизм русский, если выделить в нем стихию чисто мессианскую, по преимуществу апокалиптический, обращенный к явлению Христа Грядущего и его антипода — антихриста.
И справедливость требует признать, что польский
мессианизм более чистый и жертвенный, чем
мессианизм русский.
Польский
мессианизм более чистый и более жертвенный, чем
мессианизм русский, который не свободен от идеализации ощущений нашей государственной силы.
И я думаю, что в России, в
русском народе есть и исключительный, нарушивший свои границы национализм, и яростный исключительный еврейский
мессианизм, но есть и истинно христианский, жертвенный
мессианизм.
Но в
русском сознании произошло смешение христианского
мессианизма с
мессианизмом еврейским и с преступившим свои пределы национализмом.
Мессианизм почти так же характерен для
русского народа, как и для народа еврейского.
Интересно сопоставить
русские мессианские и эсхатологические идеи с идеями величайшего философа польского
мессианизма Чешковского, который до сих пор недостаточно еще оценен.
Анархизм Бакунина есть также славяно-русский
мессианизм.
Мессианизм был свойствен не только
русским, но и полякам.
Это, конечно, не значит, что призвание России в мире,
мессианизм русского народа связаны с отсталой формой экономической общины.
Произошло то, чего Маркс и западные марксисты не могли предвидеть, произошло как бы отождествление двух
мессианизмов,
мессианизма русского народа и
мессианизма пролетариата.
И в этом
русском революционном
мессианизме он является предшественником коммунистов.
Это приводит нас к идее религиозного
мессианизма, с которым связаны положительные религиозно-общественные идеи Достоевского, к
русскому религиозному народничеству.
Но жив иной
мессианизм, связанный с
русскими странниками и искателями Града Божьего и правды Божьей.
Такой
русский, славянский «
мессианизм» исповедовал Бакунин, для которого зарево мирового пожара должно было начаться из России, который верил в революционный свет с Востока.
Бакунин исповедовал
русский революционный
мессианизм.
В «
мессианизме» большевиков и максималистов соединяется
русская мечтательность и жертвенность с кровавой исступленностью, овечий дух — с разъяренной злобой и ненавистью, чувство братства — с жаждой разъединения и раздора.
Социал-демократы — крайние западники, с Запада заимствовавшие свое учение, всегда отрицавшие всякую самобытность России, вдруг превратились в своеобразных славянофилов, исповедующих какой-то
русский социалистический
мессианизм, верующих в свет с Востока, который распространит лучи свои на буржуазную тьму Запада.
У Бакунина была идея
русского революционного
мессианизма, революционного света с Востока.
Самые широкие круги оказались захваченными верой в исключительный демократический и социалистический
мессианизм русского народа, в его призвание первым осуществить социальный рай.