Его автор может (рядом и с Герценом) служить крупнейшим примером
русского западника, который с юных лет стремился в Европу, там долго учился, там много писал в самый решающий период его творчества, там остался на весь конец своей жизни не как эмигрант, не по политическим причинам, а по чисто личным мотивам.
Неточные совпадения
И Катков, идеолог национализма, был
западником, никогда не был выразителем
русского народного духа.
Для
русского западника-азиата Запад — обетованная земля, манящий образ совершенной жизни.
Русские марксисты будут
западниками в другом смысле, а в марксизме коммунистов раскроются некоторые черты
русского мессианизма.
Западники были такие же
русские люди, как и славянофилы, любили Россию и страстно хотели для нее блага.
Интересно отметить, что
русскую историческую науку разрабатывали, главным образом,
западники, а не славянофилы.
Русский до мозга костей, возможный лишь в России, он был страстным
западником, веровавшим в Запад.
Достоевскому принадлежат самые изумительные слова о Западной Европе, равных которым не сказал ни один
западник, в них обнаруживается
русский универсализм.
Как известно, в сороковых годах
русская литература (а за нею, конечно, и молодая читающая публика) поделилась на два лагеря:
западников и славянофилов.
Должно полагать, впрочем, что и этот, столь неблагоприятный, отзыв вызван был более потребностью сказать и здесь хоть что-нибудь в пику
западникам, превозносившим «Семейную хронику», нежели действительным желанием отнять С. Т. Аксакова у современной
русской литературы.
Немудрено, что такой тонкий и убежденный
западник, как Тургенев, не мог также выносить Стасова. Он видел в его проповеди
русского искусства замаскированное славянофильство, а славянофильское credo было всегда ему противно, что он и выразил так блестяще и зло в рассуждениях своего Потугина в"Дыме".
— Это ты не гоноши… Я — русак. В деревне родился… стало, нечего меня русскому-то духу обучать… А вы очень не тянитесь… за барами, которые… кричат-то много… Он, говорит,
западник… Мы не того направления. Вы оба о том лучше думайте, чтоб кур не смешить да стоящим людям поперек дороги не становиться, так-то!
Герцен, Бакунин, даже такие зловещие революционеры, как Нечаев и Ткачев, в каком-то смысле ближе к
русской идее, чем
западники, просветители и либералы.
Западники никакого своеобразия в
русской истории не видели, считали Россию лишь страной отсталой в просвещении и цивилизации, западно же европейский тип цивилизации был для них единственным и универсальным.
Прежде всего Белинский не был
русский барин, как все славянофилы и
западники, как Герцен и Бакунин, он принадлежал к другому социальному слою, он разночинец.
Более интересен тип
западника, подвергший
русской переработке западные, по преимуществу французские, социальные учения.
Западники были неправы потому, что они отрицали своеобразие
русского народа и
русской истории, держались упрощенных взглядов на прогресс просвещения и цивилизации, не видели никакой миссии России, кроме необходимости догнать Запад.
КудрявцевПетр Николаевич (1816–1858) —
русский общественный деятель,
западник, автор трудов по истории Рима и средневековой Италии.
Стр. 533. ГрановскийТимофей Николаевич (1813–1855) —
русский историк, общественный деятель-западник, с 1839 г. профессор всеобщей истории Московского университета, славившийся своим ораторским искусством.
— Если бы я знал кого-нибудь там из влиятельных, так извините, во мне достанет довольно патриотизма — хоть вы,
западники, и не признаете его в нас,
русских, — чтоб не подать дружески руку врагу России.
«Будто в
западниках не было такого же чутья
русского духа и народности, как в славянофилах?» «Мы хотели только заявить о несколько мечтательном элементе славянофильства, который иногда доводит его до совершенного неузнания своих и до полного разлада с действительностью.
Русские революционеры,
русские социалисты и анархисты, как бы фанатически они ни исповедовали западные учения, всегда были по природе своей восточниками, а не
западниками.
Социал-демократы — крайние
западники, с Запада заимствовавшие свое учение, всегда отрицавшие всякую самобытность России, вдруг превратились в своеобразных славянофилов, исповедующих какой-то
русский социалистический мессианизм, верующих в свет с Востока, который распространит лучи свои на буржуазную тьму Запада.