Тема о власти. Анархизм. Русское отношение к власти.
Русская вольница. Раскол. Сектантство. Отношение интеллигенции к власти: у либералов, у славянофилов. Анархизм. Бакунин. Страсть к разрушению есть творческая страсть. Кропоткин. Религиозный анархизм: религиозный анархизм Л. Толстого. Учение о непротивлении. Анархия и анархизм. Анархический элемент у Достоевского. Легенда о Великом Инквизиторе.
Татарская сила постоянно слабела, по мере развития русского народа. Явственно сокращались даже ее внешние пределы. Понемногу исчезало самое раздолье степняков — это безбрежное море роскошных трав с переливающимися цветами, могильная тишина которого нарушалась лишь писком ястреба вверху да таинственным шелестом внизу, когда не раскидывался на нем случайный табор кочевников. Здесь еще со времен «бродников XII века» кишела
русская вольница, вроде молодцов-повольничков.
Возрастание государственного могущества, высасывающего все соки из народа, имело обратной стороной
русскую вольницу, уход из государства, физический или духовный.
Неточные совпадения
Казацкая
вольница была очень замечательным явлением в
русской истории, она наиболее обнаруживает полярность, противоречивость
русского народного характера.
Но вместе с тем казацкая
вольница, в которой было несколько слоев, представляла анархический элемент в
русской истории, в противовес государственному абсолютизму и деспотизму.
Без артели
русский человек — погибший человек; поэтому артель живет на всех вольных промыслах, в тюрьмах и в монастырях; даже разудалая
вольница, ничего не хотевшая знать, кроме своей вольной волюшки, — и та складывалась в разбойничью артель.
Остатки
вольницы, что во времена самозванцев и лихолетья разбоем да грабежом исходили вдоль и поперек чуть не всю
Русскую землю, находили здесь места безопасные, укрывавшие удальцов от припасенных для них кнутов и виселиц.
Вопреки мнению славянофилов,
русский народ был народом государственным — это остается верным и для советского государства — и вместе с тем это народ, из которого постоянно выходила
вольница, вольное казачество, бунты Стеньки Разина и Пугачева, революционная интеллигенция, анархическая идеология, народ, искавший нездешнего царства правды.
Анархизм столь же характерное порождение
русского духа, как и нигилизм, как и народничество. Это один из полюсов в душевной структуре
русского народа.
Русский народ — народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства, и он же склонен к бунту, к
вольнице, к анархии.
Русская дионисическая стихия — анархична. Стенька Разин и Пугачев — характерно
русские фигуры и память о них сохранилась в народе.
В описываемое нами время особенно отважна была донская
вольница, которая господствовала на водах Волги, не давала проходу как азиатским, так и
русским купцам и царским послам.