Неточные совпадения
Россия — страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав
личности и не защищающая достоинства
личности, страна инертного консерватизма, порабощения
религиозной жизни государством, страна крепкого быта и тяжелой плоти.
Русский народ в массе своей ленив в
религиозном восхождении, его религиозность равнинная, а не горная; коллективное смирение дается ему легче, чем
религиозный закал
личности, чем жертва теплом и уютом национальной стихийной жизни.
В этом есть огромная примесь
религиозного натурализма, предшествующего христианской религии духа, религии
личности и свободы.
Россия должна пройти через
религиозную эмансипацию
личности.
За свободу
личности, за самобытность действия, за независимость можно пожертвовать
религиозным убаюкиванием, но пожертвовать всем для воплощения идеи справедливости, — что это за вздор!
Тоталитарный коммунизм, как и тоталитарный фашизм и национал-социализм, требует отречения от
религиозной и моральной совести, отречения от высшего достоинства
личности, как свободного духа.
В последнее время я опять остро чувствую два начала в себе: с одной стороны, аристократическое начало, аристократическое понимание
личности и творческой свободы; с другой стороны, сильное чувство исторической судьбы, не допускающее возврата назад, и социалистические симпатии, вытекающие из
религиозного источника.
По своей
религиозной и философской антропологии он интереснее Вл. Соловьева, но в нем, конечно, нет универсализма последнего, нет размаха мысли, нет такой сложности
личности.
Проблема столкновения
личности и мировой гармонии. Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского.
Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
Наша современная
религиозная драма и
религиозная жажда связана с болезненным, истонченным ощущением
личности, требующим высшего сознания.
Личность ждет универсального разрешения своей судьбы, и в этом скрыта уже жажда веры и
религиозного исхода.
Это вселенское
религиозное миропонимание и мироощущение, к которому современный мир идет разными путями и с разных концов, прежде всего остро ставит вопрос о смысле мировой истории, о
религиозном соединении судьбы
личности и судьбы вселенной.
Вследствие обычая, передаваемого воспитанием и подтверждаемого
религиозным внушением,
личности без принуждения сливали свои интересы с интересами совокупности и жертвовали своими для общего.
Другими словами, элемент свободы и
личности, т. е. творчества, неустраним из
религиозной веры: я выступаю здесь не как отвлеченный, средний, безличный, «нормально» устроенный представитель рода, но как конкретное, неповторяемое, индивидуальное лицо.
Внешняя принудительность истин веры не отвечала бы основным требованиям
религиозного сознания, и достоинству чтущего нашу свободу Божества не соответствовало бы насиловать нашу
личность, хотя бы даже логическим принуждением или насилием знания.
Это
религиозная основа учения о
личности, не теологическая, а
религиозная основа, т. е. духовно-опытная, экзистенциальная.
Лишь в эпоху эллинистическую, ко времени явления Христа в
религиозном сознании иудаизма духовный элемент начинает освобождаться от власти элемента натуралистического, что означает высвобождение
личности, выход ее из растворенности в родовой, народной жизни.
Родовому процессу, принадлежащему непросветленной природе и не знающему
личности, придается характер высшего
религиозного и нравственного принципа.
Свобода совести — и прежде всего
религиозной совести — предполагает, что в
личности есть духовное начало, не зависящее от общества.
Личность есть духовно-религиозная категория и означает задачу, поставленную перед человеком.
Так как критерии ортодоксии и ереси носят по преимуществу социальный характер и связаны с господством
религиозного коллектива над
личностью, то эти критерии с трудом применимы к мистике.
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной
личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни
религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
— Нехорошо, если она повлияла на нее и с этой стороны, вера главным образом должна быть бесстрастна,
религиозные страсти погубили немало не только единичных
личностей, но и народов.
И мы можем и должны почувствовать себя настоящими людьми, с ядром
личности, с существенной, а не призрачной
религиозной волей.
И
религиозный смысл любви половой, эротики, в том, что она является источником движения
личности ввысь, творческого ее восхождения.
Никогда не следует забывать, что
религиозный путь идет от
личности к обществу, от внутреннего к внешнему, к космосу через индивидуальность.
Религиозное самосознание
личности есть кризис родовой стихии, начало выхода из рода.
Русский народ, как и всякий народ, должен пройти через
религиозную и культурную дисциплину
личности.
Россия погибает от русской склонности к коллективизму, в котором тонет
личность, коллективизму то
религиозному и мистическому, то материалистическому и экономическому.
Экономическая жизнь народа, его экономическая производительность зависит от дисциплины
личности, от духовного склада народа, от его
религиозного типа.
Рушатся экономические основы духовно-культурной жизни в России, потому что разложились духовные основы экономической жизни, нравственная и
религиозная дисциплина трудящейся
личности.
Но знаем также, что средние века были эпохой
религиозной до преимуществу, были охвачены тоской по небу, которая делала народы одержимыми священным безумием, что вся культура средневековья направлена на трансцендентное и потустороннее, что в эти века было великое напряжение мысли в схоластике и мистике для решения последних вопросов бытия, равного которому не знает история нового времени, что средние века не растрачивали своей энергии во вне, а концентрировали ее внутри и выковывали
личность в образе монаха и рыцаря, что в это варварское время созрел культ прекрасной дамы и трубадуры пели свои песни.
Православное
религиозное воспитание неблагоприятно для исторической жизни народов; оно мало научает общественному и культурному строительству, мало дисциплинирует
личность.