Неточные совпадения
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый
процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на духовное
развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.
Он неохотно и ‹не› очень много затратил времени на этот труд, но затраченного оказалось вполне достаточно для того, чтоб решительно не согласиться с философией истории, по-новому изображающей
процесс развития мировой культуры.
— И потому совершенно иллюзорно ожидать от них помощи до тех пор, пока не произошел
процесс развития, тот
процесс развития, к которому мы приготавливаем их.
— Какой
процесс развития, — раскрасневшись, заговорил Крыльцов. — Мы говорим, что мы против произвола и деспотизма, а разве это не самый ужасный деспотизм?
Но мессианское призвание лежит уже вне линии природного
процесса развития, это — блеск молнии с неба, божественный огонь, в котором сгорает всякое земное устроение.
Но этот
процесс роста и
развития не есть движение в сторону, к какой-то «интернациональной Европе», которой нигде на Западе нельзя найти, это — движение вверх, движение всечеловеческое в своей национальной особенности.
Есть жестокость и болезненность во всяком
процессе развития, во всяком выходе из состояния покоя и бездвижности, во всяком восхождении.
В сущности тот, кто принимает мировой
процесс, историческое
развитие, тем самым принимает жестокость и боль и оправдывает их.
Смысл этот не может заключаться в самом
процессе развития.
Бесспорно, человек находится в
процессе развития или регрессирования, он не неподвижен.
Тот же, кто не хочет никакой жестокости и боли, — не хочет самого возникновения мира и мирового
процесса, движения и
развития, хочет, чтоб бытие осталось в состоянии первоначальной бездвижимости и покоя, чтобы ничто не возникало.
В мировом и историческом
процессе нет необходимости прогресса, закономерного
развития.
Метафизическое же
развитие германского идеализма после Канта у Фихте, Шеллинга, Гегеля при всем обнаружившемся тут гении шло в ложном направлении, в направлении монизма, устранении вещи в себе, окончательной замене трансцендентности Божества становящимся в мировом
процессе Божеством, эволюцией, утере свободы, в необходимости торжествующего мирового Логоса.
У меня вообще слабо сознание длительного
процесса во времени,
процесса развития.
Церковь есть богочеловеческий организм, история Церкви есть богочеловеческий
процесс, и потому есть
развитие.
Лучше был принцип
развития, который признавали нигилисты, — личность реализуется в
процессе развития, но
развитие понималось в духе натуралистической эволюционной теории.
Зло и страдание мира не мешали Вл. Соловьеву в этот период видеть богочеловеческий
процесс развития.
Кто возьмет на себя смелость сказать, что
процесс закончился, что
развитие прекратилось?
Поэтому в
процессе развития неизбежно сочетается консервативность с прогрессивностью, [Н. Федоров сказал бы — отечества с сыновством.] с творчеством: охраняется отвоеванная в прошлом сфера бытия и продолжается отвоевание новых сфер бытия, линия раскрытия протягивается дальше.
Вместе с тем
процесс развития есть
процесс трудовой.
Люди религиозного сознания легко впадают в соблазн отрицания истории, для них закрывается смысл трудового
развития культуры и религиозно нейтрального
процесса гуманизации.
Современный языческий ренессанс есть или неосознанный еще
процесс развития религии Христа к высшей полноте, или окончательный декаданс.
Только Церковь есть
процесс развития.
Человек ввергся в стихию звериного хаоса и мучительной историей, трудовым
развитием, длительным
процессом творчества должен выйти из этого зверино-хаотического состояния, очеловечиться, стать во весь свой рост, освободиться из плена для нового и окончательного избрания себе бытия в Боге или небытия вне Бога.
Язычество было необходимой, элементарной ступенью в
процессе мирового откровения; без этой ступени никогда мир не пришел бы к христианскому сознанию; в язычестве была неумирающая правда, правда божественности мировой души, божественности матери-земли, которая должна войти в дальнейшее
развитие религиозного сознания.
В наивном, дофилософском сознании есть здоровый реализм, здоровое чувство бытия, которое рассекалось и умерщвлялось рационалистическим
развитием философии,
процессом дифференцирования.
Процесс развития мучительно медленный, и в нем неизбежны стороны, обидные своей прозаичностью и мелочностью.
Процесс этот имел огромное положительное значение и создал почву для
развития естествознания и техники.
Рядом с
процессом постепенного
развития идей гуманных наблюдается и постепенный рост идей иного рода.
В новой лесной жизни с каждым днем менялся Саша Погодин, и на вид имел уже не девятнадцать лет, а двадцать три-четыре — не меньше; странно ускорился
процесс развития и роста.
Она не говорит: «Допусти то и то, а я тебе дам истину, спрятанную у меня, ты можешь получить ее, рабски повинуясь»; в отношении к лицу она только направляет внутренний
процесс развития, прививает индивидуальности совершённое родом, приобщает ее к современности; она сама есть
процесс углубления в себя природы и
развитие полного сознания космоса о себе; ею вселенная приходит в себя после борений материального бытия, жизни, погруженной в непосредственность.
Процесс развития личности тот же самый.
В эпоху судорожного боя начáл, кровавой распри, дикого расторжения вдохновенный мыслитель провозгласил основою философии примирение противоположностей; он не отталкивал враждующих: он в борьбе их постигнул
процесс жизни и
развития.
Этим-то
процессом развития масс и объясняется жизненность и долговечность всего талантливого; сначала только умные люди поймут и скажут, что это хорошо, толпа же поверит им на слово; а потом и толпа, по мере своего
развития, все сознательнее и яснее станет убеждаться, что это действительно хорошо… до тех пор, пока не наступит новый период цивилизации.
Едва ли он много поможет кому-нибудь выяснить себе
процесс умственного
развития этой петербургской деятельницы.
Та меональная основа телесности, которая в духовном теле остается лишь в потенциальности, ибо побеждена и до конца преодолена идеей, здесь, в «земном теле», утверждает свою актуальность, а идея становится только искомой и заданной; отсюда и возникает
процесс,
развитие, становление.
Нечестиво и нелепо говорить о «трагедии в Боге», которая логикой своего
развития, как бы неким «божественным фатумом», с необходимостью приводит к мировому
процессу.
В этой свободе твари, опирающейся на тварное ничто, божественные начала бытия существуют не в силе и славе своей, не в лике вечности, в которой они не ведают
развития и восполнения, ибо не нуждаются в них, но во временном становлении, как тема и вместе задача мирового
процесса, его данностъ-заданностъ, что дает наиболее точную формулу для определения и тварной свободы, и тварного творчества.
«В общем, эволюция старается идти, насколько возможно, в прямом направлении, но каждое специальное
развитие представляет круговой
процесс.
И есть ли это
развитие непрерывный
процесс, или в нем есть прерывность и оно проходит через кризис и самоотрицание?
Но мне совершенно чужд монизм, эволюционизм и оптимизм Фихте, Шеллинга и Гегеля, их понимание объективации духа, универсального Я, разума в мировом и историческом
процессе, особенно гегелевское учение о самораскрытии духа и
развитии к свободе в мировом
процессе, о становлении Божества.
Само
развитие техники было для Маркса лишь подчиненной функцией социально-классовых
процессов.
Ход истории определяется не волею критически мыслящих личностей, а производственными
процессами; в России с неотвратимою неизбежностью развивается капитализм, бороться против его
развития, как пытаются делать народники, — бесполезно и смешно; община, артель — это не ячейки нового социалистического уклада, а пережитки старого быта, обреченные на гибель; развивающийся капитализм выдвигает на сцену новый, глубоко революционный класс — пролетариат, и наиболее плодотворная революционная работа — это работа над организацией пролетариата.
Он строил план революции и революционного захвата власти, совсем не опираясь на
развитие сознания огромных масс рабочих и на объективный экономический
процесс.
Если действительно экономика детерминирует весь социальный
процесс, то в экономически отсталой России нужно еще ждать
развития капиталистической индустрии и можно рассчитывать лишь на буржуазную, а не пролетарскую революцию.
Диалектический материализм принужден верить в Логос самой материи, в смысл раскрывающийся в
развитии материальных производительных сил, т. е. в рациональность иррациональных
процессов.
В сущности, дарвинизм не в силах объяснить начала
развития, как не знает его конца, он описывает лишь середину
процесса развития и внешние его факторы.
Религиозный опыт до конца изживает мир как совершенно внебожественный и как совершенно божественный, изживает зло как отпадение от божественного смысла и как имеющее имманентный смысл в
процессе мирового
развития.
Учение о Троичности Божества должно признать
развитие в Боге и понять возникновение и течение мирового
процесса как внутреннее драматическое движение Божественной Троицы.
Должна же душа сопутствовать весь
процесс развития космоса.