Неточные совпадения
Совершенно «буржуазен» и гуманитарный социализм, поскольку он признает лишь гедонистические ценности и отвращается от всякого жертвенного, страдальческого
пути человеческого восхождения к высшей жизни, поскольку исповедует
религию количеств, а не качеств.
И вот человечество в исторических своих
путях должно было пройти безрелигиозный гуманизм, чтобы наступили времена
религии богочеловечества, чтобы открылась человечеству религиозная правда о его окончательной земной судьбе.
Для теософии
религия есть универсальный гнозис, преемственно передаваемый
путем посвящения,
путем обучения у мудрых учителей.
Ветхий Завет и пророки, язычество и греческая философия, восточные
религии и античная культура — все это было
путем к Христу, всемирной подготовкой почвы для явления Логоса во плоти.
Ясно, что множественность и повторяемость в индийской философии и
религии, отрицание смысла конкретной истории, допущение скитания душ по разным краям бытия, по темным коридорам и индивидуального спасения этих душ
путем превращения в новые и новые формы — все это несовместимо с принятием Христа и с надеждой на спасительный конец истории мира.
В
религии Христа был дан Богочеловек и открылась правда о личном небесном спасении, но не было еще дано богочеловечество и не была еще целиком открыта правда о соборном спасении мира, о
пути осуществления духа Христова в мировом космосе.
В основе древних, дохристианских
религий, и язычества и Ветхого Завета, лежала идея жертвы, жажда искупления
путем кровавых жертвоприношений, потребность умилостивить божество.
— Такая же, как между всякой философией и
религией: первая учит познавать сущность вещей посредством разума, а
религия преподает то, что сказано в божественном откровении; но
путь в достижении того и другого познания в мистицизме иной, чем в других философских системах и в других вероучениях, или, лучше сказать, оба эти
пути сближены у мистиков: они в своей философии ум с его постепенным ходом, с его логическими выводами ставят на вторую ступень и дают предпочтение чувству и фантазии, говоря, что этими духовными орудиями скорее и вернее человек может достигнуть познания сущности мирового бытия и что
путем ума человек идет черепашьим шагом, а чувством и созерцанием он возлетает, как орел.
Сущность всякого религиозного учения — не в желании символического выражения сил природы, не в страхе перед ними, не в потребности к чудесному и не во внешних формах ее проявления, как это думают люди науки. Сущность
религии в свойстве людей пророчески предвидеть и указывать тот
путь жизни, по которому должно идти человечество, в ином, чем прежнее, определении смысла жизни, из которого вытекает и иная, чем прежняя, вся будущая деятельность человечества.
А мне казалось, что идеал нашего счастья в боге, и к нему стремится человек двумя
путями: в
религии — чувством, в науке — умом; я думал, что чувство это ненасытимо, а ум ограничен условиями материи; я думал поэтому, что истинного счастья нет на земле для человека, а есть только довольство да наслаждение» (стр. 444).
Религиозный опыт каждого отдельного человека не дает ощутить всю полноту
религии, однако обычно бывает достаточно живого касания к религиозной реальности, которое дается верою, в одном только месте, и тогда принимается, как постулат, как надежда, как
путь, и все остальное содержание
религии, все ее обетования.
— То, что она (наука) добывает
путем доказательств, для
религии является просто абсолютным фактом.
Можно не знать Христа, будучи чуждым христианству (каковы и теперь нехристианские
религии, в известной мере принадлежащие к еще дохристианской эпохе), но зная о Нем и в то же время отрицаясь Церкви, как единственного
пути жизни в Нем, человек делается жертвой религиозного обмана и самообмана.
Ими установляется законность и неустранимость церковного предания, этой утверждающейся кафоличности, иначе говоря, намечается
путь к положительной церковности:
религии не сочиняются по отвлеченным схемам одиноким мыслителем, но представляют собой своеобразный религиозно-исторический монолит или конгломерат, имеющий внутреннюю связность и цельность.
Религиозная ложь оккультизма, поскольку он становится суррогатом
религии, состоит в молчаливом и коварном умысле через усмотрение софийности мира и его божественности отгородиться от Бога и религиозного, молитвенного
пути к Нему.
Истины
религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем сознании непосредственным и в этом смысле чудесным
путем, изживаются затем человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей философией и религиозной философией: «Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как теоретическая метафизика идет
путем научной индукции.
Разумеется, искусство глубиннее науки и поэтому стоит ближе к
религии, но для нашей аналогии это различие не имеет значения.]. которым до известной степени и является наука о
религии (и именно в силу этого она может становиться и нечестием, если отступает от своего прямого
пути из-за враждебности к
религии).
Впрочем, на
пути точного трансцендентального анализа здесь и нет выбора — в
религии неизбежно приходится иметь дело с этой сопряженностью противоположных логических полюсов, их взаимоотталкиванием и постоянным притяжением: в категориях
религии трансиендентно-имманентное есть основное формальное понятие, в котором осознается связь с божеством.
Если философии доступна только истинность, а не сама Истина, открывающаяся человеку в символах
религии, то и
путь ее есть постоянное постигание, без окончательного постижения, — «ewige Aufgabe».
Синкретизм — смешение идей и образов различных
религий, главным образом
путем идентификации богов.].
Поэтому одновременно с мировым бытием возникает и «страдающий бог» [Таким «страдающим богом» в Древней Греции был Дионис, которому посвятил специальное исследование В. И. Иванов («Эллинская
религия страдающего бога»
Новый
путь. 1904.
В
религии человеческому духу становится доступно то, чего он не постигает ни в науке, ни в этике, ни в эстетике (хотя каждая из них в отдельности и может указывать
путь к
религии, да и действительно это по-своему делает).
Геффдинг говорит в своей «Философии
религии»: «Некогда
религия была тем огненным столпом, который шествовал впереди человеческого рода, указывая ему
путь в его великом историческом шествии. Теперь она все более и более превращается в лазарет, следующий за походом, подбирающий усталых и раненых».
Философии вечно угрожает рабство то со стороны
религии, то со стороны науки, и трудно ей удержаться в своем собственном месте, отстоять свой собственный
путь.
[См. статьи Б. Вышеславцева «Внушение и
религия» в № 21 «
Пути» и «Этика сублимации, как преодоление морализма» в № 23 «
Пути».]
«
Путь».] Апостол Павел ведет страстную борьбу с властью закона и раскрывает
религию благодати.
Сам Маркс, признавший
религию «опиумом для народа» и величайшим препятствием на
путях освобождения рабочего класса и человечества, не мог считать
религию частным делом.
А когда я ей сказала: «Брось их всех вон или обратись к
религии: это поможет», — она меня послушала и поехала в Кронштадт, но оттуда на обратном
пути купила выборгских кренделей и заехала к мерзавцу вместе чай пить, и теперь опять с коробком ходит и очень счастлива.
Сведение духовной жизни к
пути спасения, понимание христианства, как
религии личного спасения, привело к сужению, умалению и ослаблению духовности.
Революционный
путь своеволия ведет к
религии прогресса и
религии социализма.
В глубине всякой подлинной
религии и всякой подлинной мистики есть жажда преодоления «мира» как низшего бытия, победа над «миром», и, следовательно, есть аскетика как
путь к этому преодолению и этой победе.
Такое несчастие было необходимо предупредить. Все средства были хороши для устранения помехи к обращению целого обширного еретического государства на
путь истинной римско-католической
религии.
По старому христианскому сознанию, целиком пребывающему в
религии искупления, святость есть единственный
путь к тайнам бытия.
— Это, дочь моя, только одна сторона вопроса, другая заключается в том, чтобы граф повлиял на свою будущую жену в смысле торжества католической
религии и чтобы от сближения с ней графа Кутайсова не пострадали наши интересы и высокие цели приведения России на истинный
путь единой римско-католической
религии…
Теософия хочет привести современного человека к мистике и
религии без жертвы, без отречения, по направлению наименьшего сопротивления,
путем эволюционным, а не катастрофическим.
Однако интролигатор, на свое счастие и несчастие, нашел эту редкость; но чту это был за человек? — Это был в своем роде замечательный традиционный жидовский гешефтист, который в акте найма усмотрел превосходный способ обделывать дела
путем разорения ближнего и профанации
религии и закона. И что всего интереснее, он хотел все это проделать у всех на глазах и, так сказать, ввести в употребление новый, до него еще неизвестный и чрезвычайно выгодный прием — издеваться над
религиею и законом.
Миросозерцание всегда дано ей готовое
религией, и наука только работает на
пути, указанном ей
религией.
Есть только два
пути, говорят нам наши учителя: верить и повиноваться нам и властям и участвовать в том зле, которое мы учредили, или уйти из мира и идти в монастырь, не спать и не есть или на столбе гноить свою плоть, сгибаться и разгибаться и ничего не делать для людей; или признать учение Христа неисполнимым и потому признать освященную
религией беззаконность жизни; или отречься от жизни, что равносильно медленному самоубийству.