Неточные совпадения
— Если бы была задана
психологическая задача: как сделать так, чтобы люди нашего времени, христиане, гуманные, просто добрые люди, совершали самые ужасные злодейства, не чувствуя себя виноватыми, то возможно только одно решение: надо, чтобы было то самое, что есть, надо, чтобы эти люди были губернаторами, смотрителями, офицерами, полицейскими, т. е. чтобы, во-первых, были уверены, что есть такое дело, называемое государственной службой, при котором можно обращаться с людьми, как с вещами, без человеческого, братского
отношения к ним, а во-вторых, чтобы люди этой самой государственной службой были связаны так, чтобы ответственность за последствия их поступков с людьми не падала ни на кого отдельно.
Конечно, в высокоталантливой обвинительной речи мы услышали все строгий анализ характера и поступков подсудимого, строгое критическое
отношение к делу, а главное, выставлены были такие
психологические глубины для объяснения нам сути дела, что проникновение в эти глубины не могло бы вовсе состояться при сколько-нибудь намеренно и злостно предубежденном
отношении к личности подсудимого.
Эта маленькая девочка каким-то чутьем разгадала истинные
отношения своего отца к Раисе Павловне и почувствовала к ней непреодолимое отвращение, хотя в то же время, по странному
психологическому процессу, в присутствии этой женщины каждый раз испытывала какое-то болезненное влечение к ней.
Один боится говорить о голом теле, другой связал себя по рукам и по ногам
психологическим анализом, третьему нужно «теплое
отношение к человеку», четвертый нарочно целые страницы размазывает описаниями природы, чтобы не быть заподозренным в тенденциозности…
В этом
отношении к миру, живущему в народе и до сей поры, нужно искать ту
психологическую среду, которая произвела поэзию заклинаний.
Близость лиц — факт
психологический, легко любить ни за что и очень трудно любить за что-нибудь. Людские
отношения, кроме деловых, основанные на чем-нибудь, вне вольного сочувствия, поверхностны, разрушаются или разрушают. Быть близким только из благодарности, из сострадания, из того, что этот человек мой брат, что этот другой меня вытащил из воды, а этот третий упадет сам без меня в воду, — один из тягчайших крестов, которые могут пасть на плечи.
Поэтому речь идет здесь о формальной или, так сказать, «трансцендентальной» природе религии, а не о том либо ином содержании религиозных представлений; далее, не о
психологической стороне религии, но об условиях объективной значимости ее содержания, по
отношению к которому психология представляет собой только среду, обстановку, фактическую наличность.
Когда Вестермарк говорит, что нравственные эмоции возникли из ressentiment, он высказывает интересную социально-психологическую мысль, которая находит себе подтверждение в современной психопатологии, но это не имеет никакого
отношения к проблеме добра и зла, возникновению нравственного различения и оценки.