Неточные совпадения
В то время как соборность означает высокую качественность
сознания, коллективизм означает объективирующую консолидацию подсознательного, которое всегда играло огромную роль в исторических
проявлениях коллективизма.
То же и в
проявлении христианского общественного мнения о значении насилия и того, что основано на нем. Если это общественное мнение влияет уже на некоторых наиболее чутких людей и заставляет их каждого в своем деле отказываться от преимуществ, даваемых насилием, или не пользоваться им, то оно будет влиять и дальше, и будет влиять до тех пор, пока не изменит всю деятельность людей и не приведет ее в согласие с тем христианским
сознанием, которое уже живет в передовых людях человечества.
Если литература идет не впереди общественного
сознания, если она во всех своих рассуждениях бредет уже по проложенным тропинкам, говорит о факте только после его совершения и едва решается намекать даже на те будущие явления, которых осуществление уже очень близко; если возбуждение вопросов совершается не в литературе, а в обществе, и даже возбужденные в обществе вопросы не непосредственно переходят в литературу, а уже долго спустя после их
проявления в административной деятельности; если все это так, то напрасны уверения в том, будто бы литература наша стала серьезнее и самостоятельнее.
С одной стороны, новое учение должно было проникать постепенно в
сознание народа, и о внушении его должны были стараться те лица, в руках которых находилась власть над народом; с другой стороны, языческие понятия и предания были слишком сильно вкоренены во всех
проявлениях народного быта и оказывали сильное противодействие новым началам.
Душа человеческая, будучи отделена телом от бога и душ других существ, стремится к соединению с тем, от чего она отделена. Соединяется душа с богом всё большим и большим
сознанием в себе бога, с душами же других существ — всё большим и большим
проявлением любви.
Как ни тонка и прозрачна стала ложь, вытекающая из противоречия нашей жизни и нашего
сознания, она утончается и растягивается, но не обрывается. И, утончаясь и растягиваясь, ложь эта связывает существующий порядок вещей и препятствует
проявлению нового.
Но еще более, не скажу с другой стороны, но по самому существу жизни, как мы сознаем ее, становится ясным суеверие смерти. Мой друг, брат, жил так же, как и я, и теперь перестал жить так, как я. Жизнь его была его
сознание и происходила в условиях его телесного существования; значит, нет места и времени для
проявления его
сознания, и его нет для меня. Брат мой был, я был в общении с ним, а теперь его нет, и я никогда не узнаю, где он.
Жизнь человеческая начинается только с
проявления разумного
сознания, — того самого, которое открывает человеку одновременно и свою жизнь, и в настоящем и в прошедшем, и жизнь других личностей, и всё, неизбежно вытекающее из отношений этих личностей, страдания и смерть, — то самое, что производит в нем отрицание блага личной жизни и противоречие, которое, ему кажется, останавливает его жизнь.
Но сколько бы ни исследовал человек свое прошедшее, он никогда не найдет этих времен
проявления разумного
сознания: ему всегда представляется, что его или никогда не было, или оно всегда было.
И глядя так на
проявление в себе разумного
сознания, человек спрашивает себя, когда и при каких условиях проявлялось в нем его разумное
сознание.
Людям этим любовь представляется не тем единственным законным
проявлением жизни, каким она представляется для разумного
сознания, а только одною из тысячей разных случайностей, бывающих в жизни, — представляется одним из тех тысячей разнообразных настроений, в которых бывает человек во время своего существования: бывает, что человек щеголяет, бывает, что увлечен наукою или искусством, бывает, что увлечен службой, честолюбием, приобретением, бывает, что он любит кого-нибудь.
И вот ложное учение, подставив под понятие всей жизни человека, известной ему в его
сознании, видимую часть ее — животное существование, — начинает изучать эти видимые явления сначала в животном человеке, потом в животных вообще, потом в растениях, потом в веществе, постоянно утверждая при этом, что изучаются не некоторые
проявления, а сама жизнь.
Жизнь мы не можем определить в своем
сознании, говорит это учение. Мы заблуждаемся, рассматривая ее в себе. То понятие о благе, стремление к которому в нашем
сознании составляет нашу жизнь, есть обманчивый призрак, и жизнь нельзя понимать в этом
сознании. Чтобы понять жизнь, надо только наблюдать ее
проявления, как движение вещества. Только из этих наблюдений и выведенных из них законов мы найдем и закон самой жизни, и закон жизни человека.
Для чего дано человеку это
сознание личности, противящейся
проявлению истинной его жизни? На вопрос этот можно ответить подобным же вопросом, который могло бы сделать животное, стремящееся к своим целям сохранения своей жизни и рода.
Красота молодой княжны, ее жажда самостоятельности, желание трудиться, быть полезной, не могли не произвести впечатления на юного идеалиста. С особенным увлечением беседовал он с нею долгие вечера. Он говорил о поэзии жизни, о любви к ближним, об удовольствии
сознания принесения пользы, о сладости даже погибели для пользы человечества, о мерзости
проявления в человеческих поступках признаков корысти, о суете богатства, о славе, об идеалах.
Но среди мрачных явлений и недобрых дел, несколько отрадно
проявление не совсем угасших чувств и совести, веры и
сознания долга. Дерзость и бесчеловечие не имели границ, но отрицание долга повиновения не дерзало явно обнаруживаться. Напротив, проявлялось
сознание необходимости подчинения и остались нерушимыми благоговейный страх и вера в святость церкви и верховной власти.
Не говоря уже об учителях церкви древнего мира: Татиане, Клименте, Оригене, Тертуллиане, Киприане, Лактанции и других, противоречие это сознавалось и в средние века, в новое же время выяснялось всё больше и больше и выражалось и в огромном количестве сект, отрицающих противное христианству государственное устройство с необходимым условием существования его — насилием, и в самых разнообразных гуманитарных учениях, даже не признающих себя христианскими, которые все, так же, как и особенно распространившиеся в последнее время учения социалистические, коммунистические, анархические, суть не что иное, как только односторонние
проявления отрицающего насилие христианского
сознания в его истинном значении.
Не могут не видеть потому, что то учение Христа о любви к врагам, которое так старательно скрывалось и скрывается людьми, живущими насилием, — хотя и не вполне, в полном и истинном его значении, а некоторыми частными
проявлениями, но все-таки проникло уже в
сознание людей христианского мира и думаю, что не ошибаюсь, — особенно живо воспринято было простым рабочим русским народом, который теперь так усердно развращается правительством.
Сознание говорит: 1) Я один, и всё, чтó существует, есть только я; следовательно, я включаю пространство; 2) я меряю бегущее время неподвижным моментом настоящего, в котором одном я сознаю себя живущим; следовательно, я вне времени, и 3) я вне причины, ибо я чувствую себя причиной всякого
проявления своей жизни.