Неточные совпадения
Машина как бы клещами вырывает
дух из недр
природной материи.
Вся относительность
природного и исторического процесса сводима к единству с абсолютным лишь в глубине
духа, а не во внешней действительности.
И вот чудовища — машины умертвляют
природную органическую целостность и косвенно, мучительными путями высвобождают
дух из
природной связанности.
Россия в массе своей исповедовала религию родовой плоти, а не религию
духа, смешивала родовой,
природный коллективизм с коллективизмом духовным, сверхприродным.
В
природной органической жизни
дух и плоть еще не дифференцированы, но означает это не высшее состояние
духа, а элементарное его состояние, всегда связанное с тяжелой борьбой за существование и злым принуждением.
Я в глубине души, в более глубоком слое, чем умственные теории, поверил в первичную реальность
духа и лишь во вторичную, отраженную, символически-знаковую реальность внешнего, так называемого «объективного» мира,
природного и исторического.
Вопрос об отношении
духа к
природному миру не был им до конца продуман.
Весь
природный порядок, пространственный, временный, материальный, закономерный, который явился результатом греха, соблазненности наущениями
духа зла, есть наполовину подделка бытия, ложь и призрак, так как в нем царит смерть, рабство и страдание.
«Оно есть не что иное как спокойствие
духа, происходящее от безопасности, и право делать все дозволяемое законами (38,39); а законы не должны запрещать ничего, кроме вредного для общества; они должны быть столь изящны, столь ясны, чтобы всякий мог чувствовать их необходимость для всех граждан; и в сем-то единственно состоит возможное равенство гражданское! (34) Законодатель сообразуется с
духом народа; мы всего лучше делаем то, что делаем свободно и следуя
природной нашей склонности.
Монархиня знала, что Империя Оттоманская, по своему закону и
духу правления, есть опасный враг России; что все союзы, все дружественные договоры с нею будут только кратким перемирием и что единственный способ утвердить покой нашего государства есть ослабить сего
природного и вечного неприятеля Христиан, — знала и совершила.
Черкес глядит на лик холодный,
В нем пробудился
дух природный —
Он пощадить не мог никак,
Он удержать не мог удара.
Я не спрашивал Гоголя в подробности, что с ним случилось: частью из деликатности, не желая насиловать его
природной скрытности, а частью потому, что боялся дотрогиваться до таких предметов и явлений, которым я не верил и теперь не верю, считая их порождением болезненного состояния
духа и тела.
Космическое
природное в евреях, что они имели общим с другими народами, стало оболочкой будущего сверхприродного…» «Израильтяне сравнительно с другими народами были всего менее способны иметь свою собственную историю, менее всего исполнены того мирового
духа, который увлекал другие нации к основанию великих монархий; они неспособны приобрести себе великое, всегда пребывающее имя во всемирной истории, но именно по этой причине и были наиболее приспособлены стать носителями божественной (der göttlichen) истории (в противоположность всемирной)» (ib., 148–149).
Самый
дух и духовная жизнь понимаются натуралистически, как природа, и в духовную жизнь вносится
природная детерминация.
Личность вторгается в этот круговорот
природной детерминированной жизни, как сила, пришедшая из иного порядка, из царства свободы, из царства
духа.
Так происходило возвращение к языческому космоцентризму,
духи и демоны природы вновь поднимались из закрытой глубины
природной жизни и овладевали человеком.
Такого рода видение космоса есть иллюзия сознания, основанная на непонимании того, что
природный порядок есть продукт объективации, не воплощение
духа, а отчуждение
духа.
Форма человеческого тела есть уже победа
духа над
природным хаосом.
Дух конституирует личность, несет просветление и преображение биологического индивидуума, делает личность независимой от
природного порядка.
И в этой духовной борьбе
дух должен овладеть
природными элементами души и тела для их вечной жизни, для воскресения вечной жизни.
Человек по самому замыслу о нем призван к труду, к творческой переработке человеческим
духом природных стихий.
Грехопадение есть и обнаружение и испытание свободы человека, уход из первоначального, досознательного натурального рая, не ведавшего еще свободы
духа, и вместе с тем грехопадение есть утрата свободы, подчинение человека низшим
природным стихиям.
Если бы жизнь человека целиком была взята в
дух и претворена в духовную жизнь, если бы духовное начало окончательно овладело
природной стихией, душевной и телесной, то смерти как натурального факта совсем не наступило бы, то совершился бы переход в вечность без того события, которое мы извне воспринимаем как смерть.
Этика есть познание
духа, а не познание природы, ей принадлежит лишь то, что связано с духовной свободой, а не с
природной необходимостью.
Человек бессмертен и вечен, как духовное существо, принадлежащее к нетленному миру, но он есть духовное существо неестественно и фактически, он есть духовное существо, когда он осуществляет себя духовным существом, когда в нем побеждает
дух и духовность овладевает его
природными элементами.
Объективация
духа в истории порождает сакрализацию, освящение элементов
природной и человеческой жизни.
Но
дух принимает внутрь себя и
природную и социальную жизнь, сообщая ей смысл, целостность, свободу, вечность, побеждая смерть и тление, на которые обречено все не пронизанное духовностью.
Дух зряч и видит реальности, видит и реальности мира духовного, и реальности мира объективированного,
природного, душевного, исторического, социального.
И это совсем не дóлжно понимать в смысле отвлеченного спиритуализма, который противополагает
дух реальностям души и тела, причем душа и тело оказываются подавленными или отрицаемыми
духом, который ставится в одну линию реальности с реальностями
природными, душевными и телесными.
Потому
дух не детерминирован
природным миром и есть прорыв в нем.
Дух по-иному реален, чем мир
природных вещей.
Спиритуализм обычно понимает
дух как субстанцию, как реальность особого качества среди вещей
природного мира, но все же реальность в том же смысле.
Существует народная индивидуальность, как
природная душевная среда, в которой действует
дух и которую он должен спиритуализировать.
Первоначально
дух был как бы погружен в
природные стихии и смешивался с магией.
Именно в
духе человек свободен, не чувствует зависимости не только от детерминации
природной и социальной, но и от детерминации логического универсализма, т. е. от детерминации
природного, социального и логического, родового бытия.
Пико делла Мирандола говорит, что
дух человека небесного рода, т. е. он происходит не из
природного мира.
Новая духовность будет означать наступление духовного совершеннолетия, выход из детских пеленок, когда
дух еще был погружен в душевную и
природную стихийность, скованную законом.
Святые при этом возвращении всего в Бога как бы выступят своим
духом из пределов своей природы и пределов всего сотворенного, объединившись с Богом и в Боге, так что в них как бы не останется уже не только ничего животного и ничего телесного, но и ничего человеческого, ничего
природного; в этом будет замечаться их «обожествление».
В глубине пола творчество должно победить рождение, личность — род, связь по
Духу —
природную связь по плоти и крови.
Но в действительности это означает, что личность, что личный
дух недостаточно еще пробудились в русском народе, что личность еще слишком погружена в
природную стихию народной жизни.
Или человек — образ и подобие Абсолютного Божественного Бытия — тогда он свободный
дух, царь и центр космоса; или человек — образ и подобие данного
природного мира — тогда нет человека, а есть лишь одно из преходящих явлений природы.
Свобода есть мощь творить из ничего, мощь
духа творить не из
природного мира, а из себя.
Поскольку
дух человеческий входит в
природный порядок, в нем все так же детерминировано, как и во всех явлениях природы.
— Да мало ли чего можно о ней рассказать! — перебила ее первая. — Вот у Петра Дзюбенка извела она корову, у Юрчевских отравила собак за то, что одна из них была ярчук (ярчук — собака, родившаяся с шестью пальцами и, по малороссийскому поверью, имеющая
природный дар узнавать ведьм по
духу, даже кусать их) и узнавала ведьму по
духу. А с Ничипором Проталием, поссорившись за огород, сделала то, что не приведи Бог и слышать.
К. Эрберг видит красоту в преодолении творческим
духом человека
природной необходимости.
Но гуманизм не знает человека как образа и подобия Божьего, ибо не хочет знать Бога, не знает человека как свободного
духа, ибо он во власти
природной необходимости.
Христианское человечество в истории своей не осуществляло любви, благодатной жизни в
Духе, оно жило под законом
природного мира, и великие подвижники его учили ожесточить сердце свое, чтобы победить греховные страсти [Св. Исаак Сирианин говорит: «Кто всех равно любит по состраданию и безразлично, тот достиг совершенства» («Св.
Или человек — бессмертный
дух, имеющий вечную судьбу, или он преходящий эмпирический феномен, пассивный продукт
природной и социальной среды.