Если покорялись когда люди целыми народами новому религиозному исповеданию и целыми народами крестились или переходили в магометанство, то совершались эти перевороты не потому, что их принуждали к этому люди, обладающие властью (насилие, напротив, чаще в обратную сторону поощряло эти движения), а потому, что принуждало их к этому общественное мнение. Народы же, которые силою принуждались к
принятию вер победителей, никогда не принимали их.
Они, во-первых, приписывают его почему-то древней Руси преимущественно пред новою; во-вторых, кроме христианства, примешивают еще к делу Византию и Восток в противоположность Западу; в-третьих, формальное
принятие веры смешивают с действительным водворением ее начал в сердцах народа.
Неточные совпадения
Принятие свободы означает
веру в человека,
веру в дух.
Но в самом деле она имеет право требовать вперед настолько доверия и уважения, чтоб к ней не приступали с заготовленными скептическими и мистическими возражениями, потому что и они — добровольные
принятия на
веру.
Пока продолжались искус, учение, работа — все шло хорошо, но, с
принятием его в братство Иисуса, старый враг — скептицизм снова проснулся: чем больше он смотрел из-за кулис на великолепную и таинственную обстановку католицизма, тем меньше он находил
веры, и новый ряд мучительных страданий начался для него.
Об архиепископе единогласно все согласились до поры до времени обождать
принятием, понеже человек неизвестен и в правой
вере учинился не в давнем времени, а до того был в беспоповых, от чего и подает немалое сомнение насчет крепости в
вере.
И причиной таких нелепостей и страданий людских всегда было одно:
принятие на
веру того, что даже малым детям не могло не представляться неразумным.
Отсюда мы зашли в Трехсвятительскую церковь, по преданиям строенную еще до
принятия Владимиром христианской
веры, и потом перешли в Михайловский монастырь.
Отрицание первой свободы, свободы в
вере, в
принятии истины должно вести к учению о предопределении.
В этом свободном
принятии Христа — все достоинство христианина, весь смысл акта
веры, который и есть акт свободы.
Вот эта-то бессознательная
вера, вернее суеверие людей христианского мира в законность поддерживания устройства мира насилием и в законность и неизбежность самого насилия, — вот эта-то
вера, основанная на извращенном христианстве и прямо противоположная истинному (хотя люди, освободившиеся от
веры в лжехристианство, и не признают этого), и составляла и составляет до последнего времени главное препятствие для
принятия людьми всё более и более выясняющегося для них в наше время христианского учения в его истинном значении.
Этот магометанский пройдоха прежде всего повел Баранщикова к великому визирю, который за
принятие Магометовой
веры повелел выдать Баранщикову сто левков и определил его в янычары с жалованием по 15 пар (22 1/2 коп.) в сутки.
Несмотря на то, что Баранщиков сделал гораздо бтльшую вину, чем
принятие католического сакрамента, ибо он не только раз, но несколько раз принимал из-за выгод магометанскую
веру, собирал себе за это по дворам «ризки» и потом женился на турчанке Ахмедуде и хотел взять еще другую жену, но все это не помешало Баранщикову поставить себя во мнении властных особ в Петербурге так, что «нижегородские попы и граждане ничего ему не смели сделать».