Неточные совпадения
Но где есть няньки, то следует, что есть ребята, ходят на помочах, от чего нередко бывают кривые ноги; где есть опекуны, следует, что есть малолетные, незрелые
разумы, которые собою
править не могут.
Понятия о вещах были в них равные,
правила жизни знали они равно, но остроту
разума и движения сердца природа в них насадила различно.
Следуя сему
правилу, доколе силы
разума не были в вас действующи, не предлагал я вам понятия о всевышнем существе и еще менее об откровении.
Но не довольствуяся преподавать
правила российского слова, он дает понятие о человеческом слове вообще яко благороднейшем по
разуме даровании, данном человеку для сообщения своих мыслей.
— Она очень умная женщина, — говорила Варвара Ивановна о маркизе, — но у нее уж ум за
разум зашел; а мое
правило просто: ты девушка, и повинуйся. А то нынче они очень уж сувки, да не лувки.
Князь писал, что вполне полагается на «своего добрейшего, благороднейшего Николая Сергеевича и в особенности на Анну Андреевну», просил их обоих принять его ветрогона в их семейство, поучить в уединении уму-разуму, полюбить его, если возможно, а главное, исправить его легкомысленный характер и «внушить спасительные и строгие
правила, столь необходимые в человеческой жизни».
— Да как облегчить? Известное дело, коли землей владать, то и барщину
править надо — уж порядки известные. Как-нибудь малого дождусь. Только будет милость ваша на счет училища его увольте; а то намедни земский приходил, тоже говорит, и его ваше сиятельство требует в училищу. Уж его-то увольте: ведь какой у него
разум, ваше сиятельство? Он еще млад, ничего не смыслит.
Некому бабью работу
поправить!
Некому бабу на
разум наставить…
— Вам жить трудно будет, вы сами себе закон и защита. Я вот жил не своей волей, а — как велено. И вижу: не так надо, а
поправить не могу, дело не моё, господское. Не только сделать по-своему боялся, а даже и думать не смел, как бы свой
разум не спутать с господским. Слышишь, Пётр?
Кипит в нас быстро молодости кровь;
Хотел бы ты во что б ни стало доблесть
Свою скорее показать; но
разумИного требует. Ты призван, сын,
Русийским царством
править. Нам недаром
Величие дается. Отказаться
От многого должны мы. Обо мне
Со Ксенией вы вместе толковали —
В одном вы не ошиблись: неохотно
Ко строгости я прибегаю. Сердце
Меня склоняет милостивым быть.
Но если злая мне необходимость
Велит карать — я жалость подавляю
И не боюсь прослыть жестоким.
Ананий Яковлев. Какая ж тут воля барская?.. Ах, вы, окаянный, дикий народ; миром еще себя имянуют!.. Коль я вам, теперича, на суд ваш дурацкий предан, какая же и чья тут воля может быть?.. Али пословица-то, видно, справедливотка, что мирской
разум везде ныне из кабака пошел, так я вам, лопалам, три бочки выкачу, только говори, помня бога и в
правиле.
Оттого и поется, чтобы даровал Господь Симу, сиречь духовному чину, премудрость на поучение людей, Иафету, сиречь дворянству, от него же и царский корень изыде, — послал духа
разума людьми
править, в разумении всяких вещей превыше всех стояти, а Хаму, сиречь черному народу, мужикам, мещанам и вашему брату, купцу, послал бы Господь дух страха Божия на повиновение Симову жребию и Иафетову.
Выражение, что Бог
правит миром как
разум, было бы неразумно, если бы мы не принимали, что оно относится и к религии и что божественный дух действует в определении и образовании последней…
И любовно, и грозно держал свою семью Ермило Матвеич, с
разумом правил хозяйством.
Яснее всего выражает Гервинус всю нравственную теорию Шекспира тем, что Шекспир не пишет для тех классов, которым годятся определенные религиозные
правила и законы (то есть для 0,999 людей), но для образованных, которые усвоили себе здоровый жизненный такт и такое самочувствие, при котором совесть,
разум и воля, соединяясь воедино, направляются к достойным жизненным целям.
— Боюсь, не будет ли это неделикатно или даже бесчестно. А между тем надо доказать, что действуешь и говоришь не наобум и что все-таки в человеке осталась хоть капля
разума. Впрочем, мы оба находимся в довольно затруднительном положении, и некоторые исключения из общего
правила могут быть дозволены.
Ограничимся лучше изучением великих
правил, которые наш Божественный Спаситель оставил нам для нашего руководства здесь, на земле; будем стараться следовать им и постараемся убедиться в том, что чем меньше мы будем давать разгула нашему уму, тем мы будем приятнее Богу, Который отвергает всякое знание, исходящее не от Него, и что чем меньше мы углубляемся в то, чтó Ему угодно было скрыть от нас, тем скорее даст Он нам это открытие Своим божественным
разумом.
И
правила эти наверное дадут вам ответ на ваш вопрос, потому что они обнимают всю вашу жизнь, и они ответят вам согласно с вашим
разумом и вашей совестью. Если вы ближе к вере, чем к неверию, то, поступая таким образом, вы поступаете по воле бога; если вы ближе к свободомыслию, то вы, поступая так, поступаете по самым разумным
правилам, какие существуют в мире, в чем вы сами убедитесь, потому что
правила Христа сами в себе несут свой смысл и свое оправдание.
Но ведь помимо этого вашего закона, по которому через тысячелетия настанет то благо, которое вы желаете и приготовили для человечества, есть еще ваша личная жизнь, которую вы можете прожить или согласно с
разумом, или противно ему; а для этой-то вашей личной жизни у вас теперь и нет никаких
правил, кроме тех, которые пишутся не уважаемыми вами людьми и приводятся в исполнение полицейскими.