Неточные совпадения
Сузив
понятие «народ» до
понятия «рабочий класс», марксизм тоже требует «раствориться в
массах», как этого требовали: толстовец, переодетый мужиком, писатель Катин, дядя Яков.
«Представление отечество недоступно человеку
массы. “Мы — не русские, мы — самарские”. Отечество — это
понятие интеллектуальной силы. Если нет знания истории отечества, оно — не существует».
Масса рыбы, наблюдаемая в это время, бывает так велика и ход ее до такой степени стремителен и необычаен, что кто сам не наблюдал этого замечательного явления, тот не может иметь о нем настоящего
понятия.
Естественнее брать живой административный материал между своими, в том вечно полном садке, где во всякое время можно зачерпнуть"дакающего человека", нежели в той несоследимой
массе, о которой известно только то, что она не ведает никакой дисциплины, и которая, следовательно, имеет самые сбивчивые
понятия о «тоне», представляющемся в данную минуту желательным.
Рассмотреть в подробности этих алчущих наживы, вечно хватающих и все-таки живущих со дня на день людей; определить резон, на основании которого они находят возможным существовать, а затем, в этой бесшабашной
массе, отыскать, если возможно, и человека, который имеет
понятие о «собственных средствах», который помнит свой вчерашний день и знает наверное, что у него будет и завтрашний день.
Не говоря о
массе народа, даже в средних слоях нашего общества мы видим гораздо больше людей, которым еще нужно приобретение и уяснение правильных
понятий, нежели таких, которые с приобретенными идеями не знают, куда деваться.
С искажением этих стремлений в
массе совпадает водворение многих нелепых
понятий о мире и человеке; эти
понятия, в свою очередь, мешали общему благу.
Его прямолинейные
понятия и чувствительные нервы не переносили всей
массы этих впечатлений, и он теперь философствовал и жег себя огненными муками.
Эти застылые мысли составляют
массу аксиом и теорем, которая вперед идет, когда приступают к философии; с их помощию составляются готовые
понятия, определения, бог весть на чем основанные, без всякой связи между собою.
«Библиотека для чтения» пришла в ужас от столь печального факта и воскликнула с благородным негодованием: «В 1858 году, во время всеобщего движения вперед (в настоящее время, когда… и пр.), является целая
масса людей, занимающих почетное место в обществе, но которые не приготовлены к эманципации только потому, что неоткуда было познакомиться с такими
понятиями, — как будто человечественные идеи почерпаются только из книг, как будто практический смысл помещика не мог сказать ему, что он должен сделать для своего крестьянина и как сделать.
Ясно, что все это происходит именно оттого, что количество знаний, распространенных в
массах, еще слишком ничтожно, чтобы сообщить им правильное
понятие о сравнительном достоинстве предметов и о различных отношениях между ними.
Мы вбиваем детям в голову огромнейшую
массу разнородных отвлечённых
понятий, совершенно им чуждых <бог знает, кем и как выдуманных и часто; на деле вовсе ненужных>, а между тем не хотим позаботиться о правильном, разумном воспитании тех органов, которые необходимы для того, чтобы умственная и нравственная деятельность могла совершаться правильно.
Вот отчего у нас симпатичные, энергические натуры и удовлетворяют себя мелкими и ненужными бравадами, не достигая до настоящего, серьезного героизма, то есть до отречения от целой
массы понятий и практических отношений, которыми они связаны с общественной средою.
Литература в нашей жизни не составляет такой преобладающей силы, которой бы все подчинялось; она служит выражением
понятий и стремлений образованного меньшинства и доступна только меньшинству; влияние ее на остальную
массу — только посредственное, и оно распространяется весьма медленно.