Конкретные черты религии установляются ее
положительным содержанием, точнее — тем откровением, которое она содержит (или, по крайней мере, считает, что содержит).
В тот момент как демократия познает цель, к которой должна стремиться воля народа, обретет достойный предмет для своей воли, наполнится
положительным содержанием, она должна будет эту цель, этот предмет, это содержание поставить выше самого формального принципа волеизъявления, положить в основу общества.
«Естественная», абстрактная, внеисторическая религия есть Unding [Бессмыслица (нем.).], нечто не существующее, — отрицательное понятие, не имеющее
положительного содержания, но почерпающее его лишь из того, что им отрицается.
Первая задача исчерпывает собой
положительное содержание «язычества» [Ап. Павел в речи в Афинском ареопаге, обращенной к язычникам, дает такую картину религиозного процесса: «От одной крови Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род» (Деян. ап. 17:26-8); сродная мысль выражается им же: «Что можно знать о Боге, явно им (язычникам), ибо Бог явил им.
Неточные совпадения
И эта мыслимость всего сущего, нисколько не противоречащая его недомыслимости, есть имманентная норма жизни духа, и ее не могут нарушить даже и те, кто на словах ее отвергают, ибо и агностицизм всегда есть уже некоторый догматизм, некоторое
положительное догматическое учение о Боге, хотя бы и минимального
содержания.
Беме «запутывает само Божество в своеобразный природный процесс», и природа для Беме есть Бог не только в том смысле, что она по своему
положительному бытийственному
содержанию коренится в Боге, но и в том смысле, что она есть необходимое орудие Его самораскрытия или внутренней диалектики, «чрез нее Он живет», без этого «сам Бог не знает, что Он есть» [Аврора, 344, § 17.].
Недомыслимость к неизреченность
содержания религиозно-мистического опыта — таков
положительный итог отрицательного богословия и у св. Максима Исповедника.
«Ревностное и доставляющее наслаждение занятие христианским искусством не только не говорит о
положительном отношении к религиозному его
содержанию, напротив, свидетельствует о таком отчуждении и отдалении от его живого религиозного
содержания, что уже исчезла склонность к оппозиции против связанного с ним искусства и уступила место объективному историко-эстетическому отношению» (41). «Поэтому эстетическое религиозное чувство не есть подлинное и серьезное религиозное чувство» (39), хотя, конечно, этим не отрицается вспомогательная роль искусства для религии.
И если мы не можем отрицать
положительного религиозного
содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству.
Только этика творчества впервые преодолевает отрицательную направленность духа, борьбу со злом и грехом прежде всего, и утверждает
положительную направленность духа, творчество ценного
содержания жизни.
Душа боится пустоты, и она наполняется ложью, фикциями и призраками, если она не наполнена
положительным творческим
содержанием.
И когда в ней нет ценного,
положительного, божественного
содержания, она наполняется отрицательным, ложным, дьявольским состоянием.
Человеческая природа, искупленная и спасенная от зла, имеет
положительное человеческое
содержание и
положительную человеческую задачу.
Свобода Перво-Адама не могла быть диавольской свободой, потому что божественная свобода в
положительном своем
содержании не могла быть еще открыта в семидневном творении.
Путь аскетический, отрицательный по своей технике, по
положительному своему
содержанию есть возврат в лоно Божье.
Положительная, творческая цель и
содержание свободы и не могли быть еще сознаны на этой стадии творения, творения семидневного, так как в творении не было еще откровения Абсолютного Человека — Сына Божьего, откровения восьмого дня.
Зрелая,
положительная свобода имеет космическое
содержание и мировую целестремительность, она противна произволу.