Неточные совпадения
Как всегда, после
пассивного участия в собраниях людей, он чувствовал себя как бы измятым словами, пестротою и обилием противоречий. И, как всегда, он вынес из собрания у Лаптева обычное пренебрежение к людям.
«Да умна ли она? Ведь у нас часто за ум, особенно у женщин, считают одну только, донельзя изощренную низшую его степень — хитрость, и женщины даже кичатся, что владеют этим тонким орудием, этим умом кошки, лисы, даже некоторых насекомых! Это
пассивный ум, способность таиться, избегать опасности, прятаться от силы, от угнетения».
— Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а
пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. А ты хочешь жить барашком!
Не только Райский, но и сама бабушка вышла из своей
пассивной роли и стала исподтишка пристально следить за Верой. Она задумывалась не на шутку, бросила почти хозяйство, забывала всякие ключи на столах, не толковала с Савельем, не сводила счетов и не выезжала в поле. Пашутка не спускала с нее, по обыкновению, глаз, а на вопрос Василисы, что делает барыня, отвечала: «Шепчет».
Пассивную ненависть и подпольную злобу в этом роде я мог продолжать годами.
Ведь вам придется стать лицом к лицу с организованной силой эксплуатации, с одной стороны, а с другой — с
пассивным сопротивлением той именно массы, для которой все будет делаться.
Вольготное существование только и возможно в этой форме, а все остальное должно фигурировать в
пассивных ролях.
Пассивная, рецептивная женственность в отношении государственной власти — так характерна для русского народа и для русской истории [Это вполне подтверждается и русской революцией, в которой народ остается духовно
пассивным и покорным новой революционной тирании, но в состоянии злобной одержимости.].
Но любовь человека к земле не есть рабство человека у земли, не есть
пассивное в нее погружение и растворение в ее стихии.
Неметчина как-то органически вошла в русскую государственность и владела женственной и
пассивной русской стихией.
Эта
пассивная доброта, всегда готовая уступить и отдать всякую ценность, не может быть признана таким уж высоким качеством.
Эта
пассивная, рецептивная, женственная апокалиптичность русской души должна быть соединена с мужественным, активным, творческим духом.
Но эти активные минуты делают человека
пассивным.
На почве такой моральной рефлексии растут настроения
пассивного пораженчества, гуманитарного пасифизма и просто дряблости и индифферентизма.
Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная,
пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина.
Духовная сытость дается
пассивной отдачей себя женственной национальной стихии.
Русский анархизм — женственный, а не мужественный,
пассивный, а не активный.
Но, может быть, это было вовсе не активное сообщество со стороны Смердякова, а, так сказать,
пассивное и страдальческое: может быть, запуганный Смердяков согласился лишь не сопротивляться убийству и, предчувствуя, что его же ведь обвинят, что он дал убить барина, не кричал, не сопротивлялся, — заранее выговорил себе у Дмитрия Карамазова позволение пролежать это время как бы в падучей, «а ты там убивай себе как угодно, моя изба с краю».
Но я уступаю, пусть он согласился; так ведь все-таки вышло бы тогда, что Дмитрий Карамазов убийца, прямой убийца и зачинщик, а Смердяков лишь
пассивный участник, да и не участник даже, а лишь попуститель от страха и против воли, ведь суд-то это бы уже непременно мог различить, и вот, что же мы видим?
Тогда моя роль была
пассивной.
Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном и творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было
пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне.
Я решил выйти из кадетского корпуса и держать экзамен на аттестат зрелости для вступления в университет, что было нелегко вследствие моих плохих способностей к
пассивному усвоению чего-либо.
Если мое мироощущение пожелают назвать романтизмом, то это романтизм не
пассивный, а активный, не мягко-мечтательный, а жестко-агрессивный.
Но
пассивная доброта у меня была.
Пассивные и подавленные апокалиптические настроения принадлежат старому историческому христианству, а не новому, эсхатологическому.
Воспоминание о прошлом никогда не может быть
пассивным, не может быть точным воспроизведением и вызывает к себе подозрительное отношение.
Но моя слабость и мое несчастье было в том, что моя жалость была более
пассивной, чем активной.
Должен повторить, что я никогда не принадлежал к типу мягко-пассивных мечтателей с преобладанием чувства над мыслью и волей.
Пассивное ожидание в ужасе и подавленности наступления страшного конца не может уготовлять Второго пришествия, — оно уготовляет лишь Страшный суд.
Если от Мережковского меня отталкивала двойственность, переходящая в двусмысленность, отсутствие волевого выбора, злоупотребление литературными схемами, то от Флоренского отталкивал его магизм, первоощущение заколдованности мира, вызывающее не восстание, а
пассивное мление, отсутствие темы о свободе, слабое чувство Христа, его стилизация и упадочность, которую он ввел в русскую религиозную философию.
В характере моей
пассивной, мало деятельной жалости было для меня что-то противное, иногда меня возмущавшее.
Я скорее активный, чем
пассивный человек.
Понимание Апокалипсиса было у него совершенно
пассивное.
Православие представлялось ему слишком
пассивным и не историчным.
Пассивное ожидание страшного конца недостойно человека.
Это —
пассивная, не активная и не творческая эсхатология.
Понимание же эсхатологии у меня активно-творческое, а не
пассивное.
Учение Вл. Соловьева о богочеловечестве, доведенное до конца, должно бы привести к активной, а не
пассивной эсхатологии, к сознанию творческого призвания человека в конце истории, которое только и сделает возможным наступление конца мира и второе пришествие Христа.
Н. Федорову принадлежит совершенно оригинальное истолкование апокалиптических пророчеств, которое можно назвать активным, в отличие от обычного
пассивного истолкования.
Он верил, что возвращение жизни всем умершим, активное воскрешение, а не
пассивное лишь ожидание воскресения, должно быть не только христианским делом, внехрамовой литургией, но и делом позитивно-научным, техническим.
Критицизм справедливо восстал против такого превращения знания в
пассивное копирование и дублирование действительности и захотел утвердить творческую ценность знания как порожденного активностью субъекта.
Если знание есть
пассивное отражение и копирование, то непонятно, в чем творческая ценность знания.
Если человек — медиум, через который проходят неотвратимые магические силы, которые можно расколдовать лишь путем особого знания, то он — лишь
пассивная частица магического естества, он не свободен, не активен, не образ и подобие Бога.
Знание позитивной науки не есть
пассивное состояние,
пассивное отражение, оно всегда есть активное усилие, действие в мире, знание всегда «прагматично».
Обожествление
пассивного страдания есть обожествление небытия, есть соблазн сладости смерти.
Гностическая апология зла есть идеология слабых,
пассивных, призрачных.
Поклоняющиеся всякому страданию, обоготворяющие его красоту так загипнотизированы, что не отличают страдания активного от страдания
пассивного, а в этом различии, быть может, скрыта вся тайна мирового спасения.
Активный и волевой характер католической иерархии связан с
пассивным и чувственным характером религиозности мирян.
Этот род магии страшнее всякого другого, и горе тому, кто стал медиумом,
пассивным проводником магических сил дьявольской скуки.
Современная же мистика по преимуществу
пассивная, женственная, лунная, медиумическая.