Неточные совпадения
— Да, да, прощай! — проговорил Левин, задыхаясь
от волнения и, повернувшись, взял свою палку и быстро пошел прочь
к дому. При словах мужика о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-Божью, неясные, но значительные
мысли толпою как будто вырвались откуда-то иззаперти и, все стремясь
к одной цели, закружились в его голове, ослепляя его своим светом.
Но третий ряд
мыслей вертелся на вопросе о том, как сделать этот переход
от старой жизни
к новой.
Она никак не могла бы выразить тот ход
мыслей, который заставлял ее улыбаться; но последний вывод был тот, что муж ее, восхищающийся братом и унижающий себя пред ним, был неискренен. Кити знала, что эта неискренность его происходила
от любви
к брату,
от чувства совестливости за то, что он слишком счастлив, и в особенности
от неоставляющего его желания быть лучше, — она любила это в нем и потому улыбалась.
Левин смотрел перед собой и видел стадо, потом увидал свою тележку, запряженную Вороным, и кучера, который, подъехав
к стаду, поговорил что-то с пастухом; потом он уже вблизи
от себя услыхал звук колес и фырканье сытой лошади; но он так был поглощен своими
мыслями, что он и не подумал о том, зачем едет
к нему кучер.
Левин часто любовался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти
к людям, живущим этою жизнью, но нынче в первый paз, в особенности под впечатлением того, что он видел в отношениях Ивана Парменова
к его молодой жене, Левину в первый раз ясно пришла
мысль о том, что
от него зависит переменить ту столь тягостную, праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь.
Досадуя на жену зa то, что сбывалось то, чего он ждал, именно то, что в минуту приезда, тогда как у него сердце захватывало
от волнения при
мысли о том, что с братом, ему приходилось заботиться о ней, вместо того чтобы бежать тотчас же
к брату, Левин ввел жену в отведенный им нумер.
Но стоило забыть искусственный ход
мысли и из жизни вернуться
к тому, что удовлетворяло, когда он думал, следуя данной нити, — и вдруг вся эта искусственная постройка заваливалась, как карточный дом, и ясно было, что постройка была сделана из тех же перестановленных слов, независимо
от чего-то более важного в жизни, чем разум.
Он уже забыл о минутном неприятном впечатлении и наедине с нею испытывал теперь, когда
мысль о ее беременности ни на минуту не покидала его, то, еще новое для него и радостное, совершенно чистое
от чувственности наслаждение близости
к любимой женщине.
К десяти часам, когда она обыкновенно прощалась с сыном и часто сама, пред тем как ехать на бал, укладывала его, ей стало грустно, что она так далеко
от него; и о чем бы ни говорили, она нет-нет и возвращалась
мыслью к своему кудрявому Сереже. Ей захотелось посмотреть на его карточку и поговорить о нем. Воспользовавшись первым предлогом, она встала и своею легкою, решительною походкой пошла за альбомом. Лестница наверх в ее комнату выходила на площадку большой входной теплой лестницы.
Она вполне угадала и выразила его дурно выраженную
мысль. Левин радостно улыбнулся: так ему поразителен был этот переход
от запутанного многословного спора с Песцовым и братом
к этому лаконическому и ясному, без слов почти, сообщению самых сложных
мыслей.
А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при
мысли о неизбежном конце, мы не способны более
к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому, что знаем его невозможность и равнодушно переходим
от сомнения
к сомнению, как наши предки бросались
от одного заблуждения
к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою…
Передумав все это теперь и готовясь
к новому бою, он почувствовал вдруг, что дрожит, — и даже негодование закипело в нем при
мысли, что он дрожит
от страха перед ненавистным Порфирием Петровичем.
Совесть почти не упрекала Фенечку; но
мысль о настоящей причине ссоры мучила ее по временам; да и Павел Петрович глядел на нее так странно… так, что она, даже обернувшись
к нему спиною, чувствовала на себе его глаза. Она похудела
от непрестанной внутренней тревоги и, как водится, стала еще милей.
Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее
мыслей, ее несомненное расположение
к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться
от нее он,
к изумлению своему, не имел сил.
Теперь, когда Тагильский перешел
от пейзажа
к жанру, внимание
к его словам заострилось еще более и оно уже ставило пред собою определенную цель: оспорить сходство
мысли, найти и утвердить различие.
От безнадежных и утомительных поисков удобной ризы он перешел
к мыслям о Спивак, о Лидии.
Зимними вечерами приятно было шагать по хрупкому снегу, представляя, как дома, за чайным столом, отец и мать будут удивлены новыми
мыслями сына. Уже фонарщик с лестницей на плече легко бегал
от фонаря
к фонарю, развешивая в синем воздухе желтые огни, приятно позванивали в зимней тишине ламповые стекла. Бежали лошади извозчиков, потряхивая шершавыми головами. На скрещении улиц стоял каменный полицейский, провожая седыми глазами маленького, но важного гимназиста, который не торопясь переходил с угла на угол.
Затем он снова задумался о петербургском выстреле; что это: единоличное выступление озлобленного человека, или народники, действительно, решили перейти «
от слов
к делу»? Он зевнул с
мыслью, что террор, недопустимый морально, не может иметь и практического значения, как это обнаружилось двадцать лет тому назад. И, конечно, убийство министра возмутит всех здравомыслящих людей.
— У нас удивительно много людей, которые, приняв чужую
мысль, не могут, даже как будто боятся проверить ее, внести поправки
от себя, а, наоборот, стремятся только выпрямить ее, заострить и вынести за пределы логики, за границы возможного. Вообще мне кажется, что мышление для русского человека — нечто непривычное и даже пугающее, хотя соблазнительное. Это неумение владеть разумом у одних вызывает страх пред ним, вражду
к нему, у других — рабское подчинение его игре, — игре, весьма часто развращающей людей.
— Интересно, что сделает ваше поколение, разочарованное в человеке? Человек-герой, видимо, антипатичен вам или пугает вас, хотя историю вы
мыслите все-таки как работу Августа Бебеля и подобных ему. Мне кажется, что вы более индивидуалисты, чем народники, и что массы выдвигаете вы вперед для того, чтоб самим остаться в стороне. Среди вашего брата не чувствуется человек, который сходил бы с ума
от любви
к народу,
от страха за его судьбу, как сходит с ума Глеб Успенский.
«Вероятно, ненавидит меня. Но я сам, кажется, скоро тоже возненавижу себя». И
от этой
мысли жалость его
к себе возросла.
Все солдаты казались курносыми, стояли они, должно быть, давно, щеки у них синеватые
от холода. Невольно явилась
мысль, что такие плохонькие поставлены нарочно для того, чтоб люди не боялись их. Люди и не боялись, стоя почти грудь с грудью
к солдатам, они посматривали на них снисходительно, с сожалением; старик в полушубке и в меховой шапке с наушниками говорил взводному...
Быстрая походка людей вызвала у Клима унылую
мысль: все эти сотни и тысячи маленьких воль, встречаясь и расходясь, бегут
к своим целям, наверное — ничтожным, но ясным для каждой из них. Можно было вообразить, что горьковатый туман — горячее дыхание людей и все в городе запотело именно
от их беготни. Возникала боязнь потерять себя в массе маленьких людей, и вспоминался один из бесчисленных афоризмов Варавки, — угрожающий афоризм...
— Возвращаясь
к Толстому — добавлю: он учил думать, если можно назвать учением его
мысли вслух о себе самом. Но он никогда не учил жить, не учил этому даже и в так называемых произведениях художественных, в словесной игре, именуемой искусством… Высшее искусство — это искусство жить в благолепии единства плоти и духа. Не отрывай чувства
от ума, иначе жизнь твоя превратится в цепь неосмысленных случайностей и — погибнешь!
Но оторвать
мысли от судьбы одинокого человека было уже трудно, с ними он приехал в свой отель, с ними лег спать и долго не мог уснуть, представляя сам себя на различных путях жизни, прислушиваясь
к железному грохоту и хлопотливым свисткам паровозов на вагонном дворе. Крупный дождь похлестал в окна минут десять и сразу оборвался, как проглоченный тьмой.
К тому же с некоторого времени он в качестве средства, отвлекающего
от неприятных впечатлений, привык читать купленные в Париже книги, которые, сосредоточивая внимание на играх чувственности, легко прекращали бесплодную и утомительную суету мелких
мыслей.
Но лишь только он затрепещет
от любви, тотчас же, как камень, сваливается на него тяжелая
мысль: как быть, что делать, как приступить
к вопросу о свадьбе, где взять денег, чем потом жить?..
Он забыл ту мрачную сферу, где долго жил, и отвык
от ее удушливого воздуха. Тарантьев в одно мгновение сдернул его будто с неба опять в болото. Обломов мучительно спрашивал себя: зачем пришел Тарантьев? надолго ли? — терзался предположением, что, пожалуй, он останется обедать и тогда нельзя будет отправиться
к Ильинским. Как бы спровадить его, хоть бы это стоило некоторых издержек, — вот единственная
мысль, которая занимала Обломова. Он молча и угрюмо ждал, что скажет Тарантьев.
Если же то была первая, чистая любовь, что такое ее отношения
к Штольцу? — Опять игра, обман, тонкий расчет, чтоб увлечь его
к замужеству и покрыть этим ветреность своего поведения?.. Ее бросало в холод, и она бледнела
от одной
мысли.
Бабушка сострадательна
к ней:
от одного этого можно умереть! А бывало, она уважала ее, гордилась ею, признавала за ней права на свободу
мыслей и действий, давала ей волю, верила ей! И все это пропало! Она обманула ее доверие и не устояла в своей гордости!
«Это история, скандал, — думал он, — огласить позор товарища, нет, нет! — не так! Ах! счастливая
мысль, — решил он вдруг, — дать Ульяне Андреевне урок наедине: бросить ей громы на голову, плеснуть на нее волной чистых, неведомых ей понятий и нравов! Она обманывает доброго, любящего мужа и прячется
от страха: сделаю, что она будет прятаться
от стыда. Да, пробудить стыд в огрубелом сердце — это долг и заслуга — и в отношении
к ней, а более
к Леонтью!»
— Ты, Вера, сама бредила о свободе, ты таилась, и
от меня, и
от бабушки, хотела независимости. Я только подтверждал твои
мысли: они и мои. За что же обрушиваешь такой тяжелый камень на мою голову? — тихо оправдывался он. — Не только я, даже бабушка не смела приступиться
к тебе…
И бабушку жаль! Какое ужасное, неожиданное горе нарушит мир ее души! Что, если она вдруг свалится! — приходило ему в голову, — вон она сама не своя, ничего еще не зная! У него подступали слезы
к глазам
от этой
мысли.
Он с удовольствием приметил, что она перестала бояться его, доверялась ему, не запиралась
от него на ключ, не уходила из сада, видя, что он, пробыв с ней несколько минут, уходил сам; просила смело у него книг и даже приходила за ними сама
к нему в комнату, а он, давая требуемую книгу, не удерживал ее, не напрашивался в «руководители
мысли», не спрашивал о прочитанном, а она сама иногда говорила ему о своем впечатлении.
— Я не знаю, в каком смысле вы сказали про масонство, — ответил он, — впрочем, если даже русский князь отрекается
от такой идеи, то, разумеется, еще не наступило ей время. Идея чести и просвещения, как завет всякого, кто хочет присоединиться
к сословию, незамкнутому и обновляемому беспрерывно, — конечно утопия, но почему же невозможная? Если живет эта
мысль хотя лишь в немногих головах, то она еще не погибла, а светит, как огненная точка в глубокой тьме.
От нечего делать я развлекал себя
мыслью, что увижу наконец, после двухлетних странствий, первый русский, хотя и провинциальный, город. Но и то не совсем русский, хотя в нем и русские храмы, русские домы, русские чиновники и купцы, но зато как голо все! Где это видано на Руси, чтоб не было ни одного садика и палисадника, чтоб зелень, если не яблонь и груш, так хоть берез и акаций, не осеняла домов и заборов? А этот узкоглазый, плосконосый народ разве русский? Когда я ехал по дороге
к городу, мне
Они не знали, куда деться
от жара, и велели мальчишке-китайцу махать привешенным
к потолку, во всю длину столовой, исполинским веером. Это просто широкий кусок полотна с кисейной бахромой;
от него
к дверям протянуты снурки, за которые слуга дергает и освежает комнату. Но, глядя на эту затею, не можешь отделаться
от мысли, что это — искусственная, временная прохлада, что вот только перестанет слуга дергать за веревку, сейчас на вас опять как будто наденут в бане шубу.
Несмотря на неожиданность и важность разговора нынче вечером с Симонсоном и Катюшей, он не останавливался на этом событии: отношение его
к этому было слишком сложно и вместе с тем неопределенно, и поэтому он отгонял
от себя
мысль об этом. Но тем живее вспоминал он зрелище этих несчастных, задыхающихся в удушливом воздухе и валявшихся на жидкости, вытекавшей из вонючей кадки, и в особенности этого мальчика с невинным лицом, спавшего на ноге каторжного, который не выходил у него из головы.
Другая записка была
от бывшего товарища Нехлюдова, флигель-адъютанта Богатырева, которого Нехлюдов просил лично передать приготовленное им прошение
от имени сектантов государю. Богатырев своим крупным, решительным почерком писал, что прошение он, как обещал, подаст прямо в руки государю, но что ему пришла
мысль: не лучше ли Нехлюдову прежде съездить
к тому лицу,
от которого зависит это дело, и попросить его.
«Вы не едете
к нам. Почему? — писала она. — Я боюсь, что вы изменились
к нам; я боюсь, и мне страшно
от одной
мысли об этом. Успокойте же меня, приезжайте и скажите, что все хорошо.
Освобождение же трудящихся
от власти капитала может привести
к закрепощению
мысли.
В статьях этих я жил вместе с войной и писал в живом трепетании события. И я сохраняю последовательность своих живых реакций. Но сейчас
к мыслям моим о судьбе России примешивается много горького пессимизма и острой печали
от разрыва с великим прошлым моей родины.
И в этом русский интеллигент, оторванный
от родной почвы, остается характерно-русским человеком, никогда не имевшим вкуса
к истории,
к исторической
мысли и
к историческому драматизму.
— А зачем ему
к отцу проходить, да еще потихоньку, если, как ты сам говоришь, Аграфена Александровна и совсем не придет, — продолжал Иван Федорович, бледнея
от злобы, — сам же ты это говоришь, да и я все время, тут живя, был уверен, что старик только фантазирует и что не придет
к нему эта тварь. Зачем же Дмитрию врываться
к старику, если та не придет? Говори! Я хочу твои
мысли знать.
Да и тройка летела, «пожирая пространство», и по мере приближения
к цели опять-таки
мысль о ней, о ней одной, все сильнее и сильнее захватывала ему дух и отгоняла все остальные страшные призраки
от его сердца.
— Как же бы я так подвел-с… и для чего подводить, когда все тут
от Дмитрия Федоровича одного и зависит-с, и
от одних его мыслей-с… Захотят они что учинить — учинят-с, а нет, так не я же нарочно их приведу, чтобы
к родителю их втолкнуть.
Признаюсь, я именно подумал тогда, что он говорит об отце и что он содрогается, как
от позора, при
мысли пойти
к отцу и совершить с ним какое-нибудь насилие, а между тем он именно тогда как бы на что-то указывал на своей груди, так что, помню, у меня мелькнула именно тогда же какая-то
мысль, что сердце совсем не в той стороне груди, а ниже, а он ударяет себя гораздо выше, вот тут, сейчас ниже шеи, и все указывает в это место.
— Шутки в сторону, — проговорил он мрачно, — слушайте: с самого начала, вот почти еще тогда, когда я выбежал
к вам давеча из-за этой занавески, у меня мелькнула уж эта
мысль: «Смердяков!» Здесь я сидел за столом и кричал, что не повинен в крови, а сам все думаю: «Смердяков!» И не отставал Смердяков
от души. Наконец теперь подумал вдруг то же: «Смердяков», но лишь на секунду: тотчас же рядом подумал: «Нет, не Смердяков!» Не его это дело, господа!
С такими
мыслями мы незаметно подошли
к хвойному мелкорослому лесу, который отделяет поляны Нахтоху
от моря.
Мне казалось странным и совершенно непонятным, почему тигр не ест собаку, а тащит ее с собой. Как бы в ответ на мои
мысли, Дерсу сказал, что это не тигр, а тигрица и что у нее есть тигрята;
к ним-то она и несет собаку.
К своему логовищу она нас не поведет, а будет водить по сопкам до тех пор, пока мы
от нее не отстанем. С этими доводами нельзя было не согласиться.