Неточные совпадения
В таких
мыслях она провела без него пять дней, те самые, которые он должен был находиться в
отсутствии.
Ненадолго, на час, даже на десяток минут, он вдруг и тревожно ощущал бессвязность своего житейского опыта,
отсутствие в нем скрепляющего единства
мысли и цели, а за этим ощущением пряталась догадка о бессмысленности жизни.
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с
отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.
Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
— И я не удивлюсь, — сказал Райский, — хоть рясы и не надену, а проповедовать могу — и искренно, всюду, где замечу ложь, притворство, злость — словом,
отсутствие красоты, нужды нет, что сам бываю безобразен… Натура моя отзывается на все, только разбуди нервы — и пойдет играть!.. Знаешь что, Аянов: у меня давно засела серьезная
мысль — писать роман. И я хочу теперь посвятить все свое время на это.
Я имею в виду почти полное
отсутствие у нас творческой исторической
мысли.
Но в этих
мыслях я не замечал синтетической цельности, централизованности,
отсутствие чего вообще характерно для французов последнего времени.
Повторяю, я очень мучительно переживал эмигрантскую среду,
отсутствие в ней умственных интересов, нежелание знать русскую
мысль, отвращение к свободе, клерикализм, поклонение авторитету.
Радищев очень сочувствовал французской революции, но он протестует против
отсутствия свободы
мысли и печати в разгар французской революции.
Особенное значение XIX в. определяется тем, что, после долгого безмыслия, русский народ, наконец, высказал себя в слове и
мысли и сделал это в очень тяжелой атмосфере
отсутствия свободы.
— Я согласен, что историческая
мысль, но к чему вы ведете? — продолжал спрашивать князь. (Он говорил с такою серьезностию и с таким
отсутствием всякой шутки и насмешки над Лебедевым, над которым все смеялись, что тон его, среди общего тона всей компании, невольно становился комическим; еще немного, и стали бы подсмеиваться и над ним, но он не замечал этого.)
Было уже без пяти минут три, когда я вернулся в класс. Учитель, как будто не замечая ни моего
отсутствия, ни моего присутствия, объяснял Володе следующий урок. Когда он, окончив свои толкования, начал складывать тетради и Володя вышел в другую комнату, чтобы принести билетик, мне пришла отрадная
мысль, что все кончено и про меня забудут.
Нередко мы целыми вечерами просиживали с ним один на один, и, право, это были недурные вечера. За стаканом доброго вина он передавал мне заветнейшие мечты свои и, несмотря на полное
отсутствие какой-либо теоретической подготовки, по временам даже поражал меня силою полета своей
мысли.
В сущности, он и Сенечка представляли почти одну и ту же натуру: та же шаткость основ, то же
отсутствие всякой живой
мысли, но, вследствие особенностей характера и жизненной выдержки, то, что в Сенечке сказывалось прямою, неподкрашенною нелепостью, в Митеньке являлось твердостью характера, переходившею в холодную и расчетливую злость.
Главное свойство этих «правил» —
отсутствие всяких правил и полная невозможность отделить от шелухи ту руководящую
мысль, которая послужила для них основанием.
Ежели мы спустимся ступенью ниже — в уезд, то увидим, что там мелочи жизни выражаются еще грубее и еще меньше встречают отпора. Уезд исстари был вместилищем людей одинаковой степени развития и одинакового
отсутствия образа
мыслей. Теперь, при готовых девизах из губернии, разномыслие исчезло окончательно. Даже жены чиновников не ссорятся, но единомышленно подвывают: «Ах, какой циркуляр!»
Но мне не спалось. Как только я сознал себя одиноким, так тотчас навстречу поплыли"
мысли". Вспомнилось тоскливое, бесцельное заграничное шатание, в сопровождении потухшей любознательности и
отсутствия интереса ко всему, исключая трактиров; вспомнилось и серое житьишко дома, полное беспредметных и неосмысленных тревог… И как-то невольно, само собою сказалось: ах, какая это ужасная вещь — жизнь!
Наконец, любить — значит подстерегать каждый взгляд любимого существа, как бедуин подстерегает каждую каплю росы для освежения запекшихся от зноя уст; волноваться в
отсутствии его роем
мыслей, а при нем не уметь высказать ни одной, стараться превзойти друг друга в пожертвованиях…»
Ежели бы мы и мачеха были уверены во взаимной привязанности, это выражение могло бы означать пренебрежение к изъявлению признаков любви; ежели бы мы уже были дурно расположены друг к другу, оно могло бы означать иронию, или презрение к притворству, или желание скрыть от присутствующего отца наши настоящие отношения и еще много других чувств и
мыслей; но в настоящем случае выражение это, которое очень пришлось к духу Авдотьи Васильевны, ровно ничего не значило и только скрывало
отсутствие всяких отношений.
Вся литература — и философская, и политическая, и изящная — нашего времени поразительна в этом отношении. Какое богатство
мыслей, форм, красок, какая эрудиция, изящество, обилие
мыслей и какое не только
отсутствие серьезного содержания, но какой-то страх перед всякой определенностью
мысли и выражения ее! Обходы, иносказания, шутки, общие, самые широкие соображения и ничего простого, ясного, идущего к делу, т. е. к вопросу жизни.
При
отсутствии руководства, которое давало бы определенный ответ на вопрос: что такое помпадур? — всякий чувствовал себя как бы отданным на поругание и ни к чему другому не мог приурочить колеблющуюся
мысль, кроме тех смутных данных, которые давали сведения о темпераменте, вкусах, привычках и степени благовоспитанности той или другой из предполагаемых личностей.
Развяжите человеку руки, дайте ему свободу высказать всю свою
мысль — и перед вами уже встанет не совсем тот человек, которого вы знали в обыденной жизни, а несколько иной, в котором
отсутствие стеснений, налагаемых лицемерием и другими жизненными условностями, с необычайною яркостью вызовет наружу свойства, остававшиеся дотоле незамеченными, и, напротив, отбросит на задний план то, что на поверхностный взгляд составляло главное определение человека.
Теперь не время помнить,
Советую порой и забывать.
А впрочем, я злословием притворным
Тогда желал тебя лишь испытать,
Верней узнать твой тайный образ
мыслей;
Но вот — народ приветствует царя —
Отсутствие мое заметить могут —
Иду за ним.
До какой степени фаталистически безграмотность сопрягается с
отсутствием благородства в
мыслях — в этом я имел случай убедиться самым осязательным образом.
В тот свайно-доисторический период, когда она наугад ловила слова, не зная, как с ними поступить; когда"но"не значило"но", когда дважды два равнялось стеариновой свечке, когда существовала темная ясность и многословная краткость, и когда люди начинали обмен
мыслей словами:"Смею ли присовокупить?"Вот к этому-то свайному периоду мы теперь постепенно и возвращаемся, и не только не стыдимся этого, но, напротив, изо всех сил стараемся, при помощи тиснения, непререкаемо засвидетельствовать пред потомством, что
отсутствие благородных
мыслей, независимо от нравственного одичания, сопровождается и безграмотностью.
Надо сказать, что заговоры вообще я считал самым нормальным явлением и был бы очень неприятно задет
отсутствием их в таком месте, где обо всем надо догадываться; я испытывал огромное удовольствие, — более, — глубокое интимное наслаждение, но оно, благодаря крайне напряженному сцеплению обстоятельств, втянувших меня сюда, давало себя знать, кроме быстрого вращения
мыслей, еще дрожью рук и колен; даже когда я открывал, а потом закрывал рот, зубы мои лязгали, как медные деньги.
Рабское поклонение авторитетам и
отсутствие потребности самостоятельно
мыслить.
Поэтому бездействие Петра до азовских походов можно объяснить не иначе, как только
отсутствием такой, ясно сознанной
мысли, неимением в виду определенной цели.
Если мы не перенесемся в древнюю Грецию, песни Сафо и Анакреона покажутся нам выражением антиэстетического наслаждения, чем-то похожим на те произведения нашего времени, которых стыдится печать; если мы не перенесемся
мыслью в патриархальное общество, песни Гомера будут оскорблять нас цинизмом, грубым обжорством,
отсутствием нравственного чувства.
Сначала я оскорблялась этим страхом перед откровенностию, но потом привыкла к
мысли о том, что это не неоткровенность, а
отсутствие потребности в откровенности.
К таким странностям хотели мы отнести, например, и
мысль о том, что главная причина расстройства помещичьих имений наших заключается в
отсутствии майората («Земледельческая газета»); и уверение, будто главный недостаток романа «Тысяча душ» заключается в том, что герой романа воспитывался в Московском, а не в другом университете («Русский вестник»); и опасения, что в скором времени, когда нравы наши исправятся, сатире нечего будет обличать («Библиотека для чтения»); и статейку о судопроизводстве, уверявшую, что такое-то воззрение неправильно, потому что в «Своде законов» его не находится («Библиотека для чтения»), и пр. и пр.
Она машинально, с
отсутствием всякого чувства и
мысли, влезла в повозку и уселась подле жениха своего.
Мне кажется, так
мыслит большинство культурных людей, так как в настоящее время
отсутствие в любви нравственного и поэтического элемента третируется уже, как явление атавизма; говорят, что оно есть симптом вырождения, многих помешательств.
Начался разговор. В этот день я решил совсем не притворяться; в этом
отсутствии притворства было свое тонкое притворство, и, находясь под впечатлением пережитого подъема
мысли, говорил много и интересно. Если б почитатели таланта Савелова знали, сколько лучших «его»
мыслей зародилось и было выношено в голове никому не известного доктора Керженцева!
И там бедняк узнает, что не всегда можно
мыслить последовательно, что врача за
отсутствие бескорыстия можно упрятать в тюрьму, а все остальные люди пользуются правом невозбранно распоряжаться своим кошельком и трудом; за отказ в помощи умирающему с голоду человеку им предоставляется право ведаться только с собственною совестью, и если совесть эта достаточно тверда, то они могут гордо нести свои головы и пользоваться всеобщим почетом.
То же доверие и
отсутствие критики в верующих и те же среди верующих разногласия, не смущающие их. Те же слова непонятные, вместо
мысли та же самоуверенная гордость...
Скорее это НЕ есть отрицающее всякое высказывание ά: αόριστος, άπειρος, άμορφος [Неограниченный, бесконечный, бесформенный (греч.).] — не столько отрицание того или иного определения, сколько его
отсутствие, выражение невыразимого, жест трансцендентного в имманентном, предел для
мысли и для сознания, за которым оно гаснет и погружается в ночь.
То, что Бог существенно и потому предвечно, вневременно представляет (отлично сознаем всю неточность этих выражений, но пользуемся ими за
отсутствием надлежащих для того слов в языке человеческом), надо
мыслить в смысле реальнейшем, как ens realissimum, и именно такой реальнейшей реальностью и обладает Идея Бога, Божественная София.
Просто и равнодушно, с поразительным
отсутствием чуткости, он говорит о Наташе, о зарождающейся любви между сестрою и Николаем Ростовым. Совсем так говорила всегда графиня Вера — старшая сестра Наташи: все правильно, верно, неоспоримо, а у всех
мысль: к чему это было говорить? «Одно объяснение только могло быть этому, — это то, что князю Андрею было все равно, и все равно от того, что что-то другое, важнейшее, было открыто ему».
Выстрелы давно затихли, не замечалось больше никакой тревоги, И мучительное беспокойство за Милицу как-то сразу погасло в душе юноши. Теперь все его желания, все
мысли сводились к одному: достигнуть возможно скорее русских окопов, сделать доклад капитану о произведенной разведке и во весь дух мчаться обратно за его другом-Милицей, которая отдохнет, может быть, и за время его
отсутствия, действительно, отоспится.
Телеологическая этика всегда обнаруживает
отсутствие нравственного воображения, ибо
мыслит цель как норму должного, а не как образ, т. е. порождение творческой энергии жизни.
Вторая дочка его в
отсутствие родной, когда та ходила давать уроки, старалась всячески рассеять его мрачные
мысли то увлекательною беседой, то чтением, иногда музыкой.
С ними ничего нельзя было поделать, при слабости государственного порядка, при
отсутствии границ в степи. К тому же они приносили существенную пользу своею борьбою с татарами и заселением травянистых пустынь. Вот почему правительство вскоре бросило
мысль «казнить ослушников, кто пойдет самодурью в молодечество». Оно стало прощать казакам набеги и принимало их на свою службу, с обязательством жить в пограничных городах и сторожить границы.
В этот день в глубине ангельского сердца государя Александра Павловича зародилась
мысль, которую по справедливости можно было назвать «
мыслью от сердца», осуществление которой поразило и встревожило всю Европу, но которая, увы, в конце концов, при ее осуществлении на деле, ввиду
отсутствия умелых исполнителей, оказалась тоже лишь дивной царственной мечтой, разбившейся о камень жизни.
Он взглянул на часы: было без десяти минут пять. Страдавший и так за последнее время
отсутствием аппетита, Николай Леопольдович в этот день почти совсем не дотронулся до обеда.
Мысль о таинственной посетительнице не давала ему покоя.
О чем думала она в эти минуты? На этот вопрос она затруднилась бы ответить и сама. Она скорее ни о чем не думала или, лучше сказать, разнообразные отрывочные
мысли, вертевшиеся в ее головке, производили впечатление
отсутствия всякой
мысли, как основные цвета, при быстром движении в калейдоскопе, производят впечатление белого цвета, который для непосвященных в законы физики кажется
отсутствием всякого цвета.
С какою радостью, с какими веселыми
мыслями ехала она в Александровскую слободу, — эта радость немного омрачилась разлукой с отцом, — сколько надо было ей порассказать Насте о происшедшем за время
отсутствия последней из Новгорода, какой короб новгородских новостей везла она для дяди и тетки, а приехала и сделалась вдруг грустной, сосредоточенной, почти немой.
В таком роде слагались в голове княжны
мысли о будущем Тани. В этих
мыслях нельзя было искать логики — влюбленные страдают ее
отсутствием. Княжна была влюблена. Наконец туалет был окончен.
Хитрый и ловкий, граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин еще при Анне Леопольдовне вызван был из ссылки, куда попал по делу Бирона, и снова привлечен к общественной деятельности благодаря совершенному
отсутствию всякого серьезного дарования между людьми, державшими бразды правления. Один он был опытен в делах и умел владеть пером. Государыне он был неугоден, но умел хорошо излагать свои
мысли на бумаге и объясняться по-французски и по-немецки. По необходимости его удержали при делах.
Она старалась отвязаться от этой тяжелой, назойливо лезшей ей в голову
мысли и придумывала всевозможные причины
отсутствия Кости, вплоть до гибели его под копытами лошадей.
Она считала Ирену, по привычке всех нянек, питомцы которых выросли на их глазах, еще совершенным ребенком, и
мысль о каких-либо любовных похождениях даже самого невинного свойства, в которых бы играла роль ее «девочка», не укладывалась в голове старой польки. В день последней прогулки ее воспитанницы она как-то инстинктивно стала тревожиться ее
отсутствием ранее обыкновенного. Когда же наступило время завтрака, а Ирены все не было, Ядвига положительно испугалась.