Неточные совпадения
Скептическое и даже враждебное
отношение к человеческим
массам у него сложилось давно.
Допустим, что в процентном
отношении к единокровной
массе евреев-шпионов больше, чем русских, это можно объяснить географически — евреи живут на границе.
Невольное участие в событиях 905 года привило ему скептическое
отношение к силе
масс.
Утверждением социальной справедливости в
отношении к трудящимся классам может означать именно освобождение этих трудящихся
масс от гнета.
Обед подается по-праздничному, в три часа, при свечах, и длится, по крайней мере, полтора часа. Целая
масса лакеев, своих и чужих, служит за столом. Готовят три повара, из которых один отличается по части старинных русских кушаньев, а двое обучались в Москве у Яра и выписываются в деревню зимою на несколько недель. Сверх того, для пирожных имеется особенный кондитер, который учился у Педотти и умеет делать конфекты. Вообще в кулинарном
отношении Гуслицыны не уступают даже Струнниковым.
Оно проникало не только в
отношения между поместным дворянством и подневольною
массою — к ним, в тесном смысле, и прилагался этот термин, — но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным.
Эти цифры относятся к одному отчетному году, но если взять наличную
массу каторжных за всё время ее пребывания на острове, то
отношение бегавших в разное время к общему составу выразится не менее, как в 60 %, то есть из каждых пяти человек, которых вы видите в тюрьме или на улице, наверное, трое уже бегали.
— Нет, не встретится, если я уеду в деревню на год, на два, на три… Госпожа, которая жила здесь со мной, теперь, вероятно, уже овдовела, следовательно, совершенно свободна. Будем мы с ней жить в дружеских
отношениях, что нисколько не станет меня отвлекать от моих занятий, и сверх того у меня перед глазами будет для наблюдения деревенская и провинциальная жизнь, и, таким образом, открывается
масса свободного времени и
масса фактов!
Рассказывая изложенное выше, я не раз задавался вопросом: как смотрели народные
массы на опутывавшие их со всех сторон бедствия? — и должен сознаться, что пришел к убеждению, что и в их глазах это были не более как „мелочи“, как искони установившийся обиход. В этом
отношении они были вполне солидарны со всеми кабальными людьми, выросшими и состаревшимися под ярмом, как бы оно ни гнело их. Они привыкли.
Устройте, например, писсуары, удовлетворите хоть в этом
отношении справедливые требования публики, какой вдруг получится переворот в жизни целой
массы пешеходов!
Дисциплина и условие ее — субординация только приятно, как всякие обзаконенные
отношения, — когда она основана, кроме взаимного сознания в необходимости ее, на признанном со стороны низшего превосходства в опытности, военном достоинстве или даже просто в моральном совершенстве; но зато, как скоро дисциплина основана, как у нас часто случается, на случайности или денежном принципе, — она всегда переходит с одной стороны в важничество, с другой — в скрытую зависть и досаду и, вместо полезного влияния соединения
масс в одно целое, производит совершенно противоположное действие.
В этом изменении
отношения между нравственным развитием
масс и развращенностью правительств и состоит вся история последних двух тысячелетий.
Распространение в
массах естественных наук он считал вернейшим средством улучшения общественных
отношений и положения рабочего класса.
Работает он от утра до ночи, читает
массу, отлично помнит все прочитанное — и в этом
отношении он не человек, а золото; в остальном же прочем — это ломовой конь, или, как иначе говорят, ученый тупица.
Понятно, что Петр если и хотел этим заняться, то не мог преимущественно на этом настаивать: прошедшее народа не подготовило еще тогда достаточно данных для того, чтобы стремление к истинному, серьезному образованию и к улучшению экономических
отношений могло сильно и деятельно проявиться в
массе.
Нужно еще было прежде раскрыть хорошенько глаза тогдашней
массе, посмотреть на других, убедиться, что есть на свете просвещение и правильно определенные бытовые
отношения, отличные от наших, а потом уже приниматься их усвоивать, по мере уменья и силы.
Потому прекрасное в природе живо; но, находясь среди неисчислимо разнообразных
отношений, оно подвергается столкновениям, порче со всех сторон; потому что природа заботится о всей
массе предметов, а не об одном отдельном предмете, ей нужно сохранение, а не собственно красота.
Главную
массу приисковых рабочих составляли горнозаводские мастеровые и жители лесных деревень гористой части Верхотурского уезда, где почва камениста и неродима; для них было во всех
отношениях прямым расчетом работать на приисках семьями.
Ясно, что все это происходит именно оттого, что количество знаний, распространенных в
массах, еще слишком ничтожно, чтобы сообщить им правильное понятие о сравнительном достоинстве предметов и о различных
отношениях между ними.
Если же когда вздумается литератору взглянуть и на свои
отношения к
массе, то он взглянет на это непременно по-своему, с точки зрения собственных интересов.
Но
отношения их к
массе народа естественно вынуждали их обратить внимание и на то, чтобы устроить, сколько возможно лучше, эти
отношения.
Захар. Зачем он вызвал солдат? Они об этом узнали… они все знают! И это ускорило его смерть. Я, конечно, должен был открыть завод… в противном случае, я надолго испортил бы мои
отношения с ними. Теперь такое время, когда к ним необходимо относиться более внимательно и мягко… и кто знает, чем оно может кончиться? В такие эпохи разумный человек должен иметь друзей в
массах… (Левшин идет в глубине сцены.) Это кто идет?
Вот отчего у нас симпатичные, энергические натуры и удовлетворяют себя мелкими и ненужными бравадами, не достигая до настоящего, серьезного героизма, то есть до отречения от целой
массы понятий и практических
отношений, которыми они связаны с общественной средою.
Что же, сказалось ли что-нибудь в этой
массе печатной бумаги, имеет ли этот десяток больших и малых повестей какое-нибудь
отношение к тому, что занимает теперь наше общественное внимание?
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из
массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе
отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных основах всякого философствования.
Она окончила институтский курс семнадцати лет и по выходе из заведения жила с матерью и братом в Петербурге. Перечитала гибель книг, перевидала
массы самых разнообразных лиц и не вошла ни в какие исключительные
отношения ни с кем.
Эту виртуозность, игру в серьезную мысль наше поколение внесло в науку, в литературу, в политику и всюду, куда только оно не ленилось идти, а с виртуозностью вносило оно свой холод, скуку, односторонность и, как мне кажется, уже успело воспитать в
массе новое, до сих пор небывалое
отношение к серьезной мысли.
На почве законнической этики, этики социальной обыденности и общеобязательности, возникает рабство человека у государства и общества, рабье
отношение к монарху, к начальнику, к богатому, знатному, как и рабье
отношение к толпе, к
массе, к большинству.
Наташа навела ко мне
массу больных. Все в деревне ей знакомы, и все ей приятели. Она сопутствует мне в обходах, развешивает лекарства. Странное что-то в ее
отношениях ко мне: Наташа словно все время изучает меня; она как будто не то ждет от меня чего-то, не то ищет, как самой подойти ко мне. Может быть, впрочем, я ошибаюсь. Но какие славные у нее глаза!
Принуждение будет не только по
отношению к остаткам старой буржуазии, но и по
отношению к рабоче-крестьянским
массам, к самому пролетариату, который объявляется диктатором.
Сохранилось в полной силе, если можно так выразиться, «нравственное крепостное право» или лучше сказать все, что было в нем, то есть в подчиненном
отношении, хорошего крестьянина к хорошему помещику, идеально-правового, основанного на их взаимной пользе, барин, как интеллигент, вносил в темную
массу знание, как капиталист, давал беднякам деньги, а крестьяне платили ему работой.
Вместе с этим — медленно, трудно — воспитывалось в рабочей
массе новое
отношение к труду, внедрялось сознание, с которым нелегко было сразу освоиться: нет отдельных лиц, которые бы наживались рабочим трудом, которых не позорно обманывать и обкрадывать, которых можно ощущать только как врагов.
При дворцовых революциях, в которых участвуют иногда два-три человека, переносится ли тоже воля
масс на новое лицо? При международных
отношениях переносится ли воля
масс народа на своего завоевателя? В 1808-м году воля Рейнского Союза была ли перенесена на Наполеона? Воля
массы русского народа была ли перенесена на Наполеона во время 1809 года, когда наши войска шли в союзе с французами воевать против Австрии?
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении движущихся тел только по
отношению к их
массам, сказала бы, что силы их равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их
массы.
Если источник власти лежит не в физических и не в нравственных свойствах лица, ею обладающего, то очевидно, что источник этой власти должен находиться вне лица, — в тех
отношениях к
массам, в которых находится лицо, обладающее властью.
Всякий «образованный» вызывает враждебное к себе
отношение на улицах, в вагонах, повсюду, где скопляется количественная
масса.