Неточные совпадения
Мы, разумеется, не сидели с ним на одном месте, лета брали свое, мы хохотали и дурачились, дразнили Зонненберга и стреляли на нашем дворе из лука; но
основа всего была очень далека от пустого товарищества; нас связывала, сверх равенства лет, сверх нашего «химического» сродства, наша общая
религия.
Даже в культе Мадонны, священном в своей
основе, был дурной уклон, уклон к
религии женственного божества.
Религия и мистика есть корень философии, ее жизненная
основа.
Религия есть жизненная
основа философии,
религия питает философию реальным бытием.
В
основе древних, дохристианских
религий, и язычества и Ветхого Завета, лежала идея жертвы, жажда искупления путем кровавых жертвоприношений, потребность умилостивить божество.
Есть лицемеры
религии, лицемеры общественных
основ, собственности, семейства, государственности, а в последнее время народились даже лицемеры «порядка».
Я ожидал, что вольнодумные писатели посмотрят на Xриста не только как на установителя
религии поклонения и личного спасения (как его понимают церковники), а, выражаясь их языком, и как на реформатора, разрушающего старые и дающего новые
основы жизни, реформа которого не совершилась еще, а продолжается и до сих пор.
Эти три жизнепонимания служат
основой всех существовавших и существующих
религий.
Народ-художник, умным очам которого открылась нетленная красота тела, не мог окончательно проклясть и осудить тело, а Платон был слишком сыном своего народа и его
религии, чтобы совершить такую измену национальному гению эллинства, — он, который умное видение этого мира положил в
основу своей философии.
Таким образом установляется принципиальная возможность и даже необходимость «символа веры» [Краткое изложение
основ вероучения, главных догматов какой-либо
религии.
Самого Платона от этого дурного, буддийского аскетизма спасала не только его собственная эротическая философия, в
основе которой лежал, конечно, глубокий жизненный опыт, но и светлое небо греческой
религии, в которой, при всей ее ограниченности, вообще свойственной политеизму, была, однако, глубоко почувствована святость тела.
Изощрение внимания, разумеется, достигается при этом огромное, однако в
основе всего этого научного изучения лежит вивисекция
религии.
Зачинатель новой
религии полагает свой личный религиозный опыт в ее
основу, затем этот последний обрастает созвучным соборным опытом ее последователей, каждый религиозно живой человек приносит камешек за камешком для этого здания, коллективность перерождается в кафоличность, переплавляется в церковность, возникает
религия, «вера».
Однако я слышу обычное в таких случаях возражение: возможна и существует атеистическая
религия [Термин Э. Геккеля, употребленный им в его популярной книге «Мировые загадки».], утверждающая своей
основой не Бога, но небытие, ничто, и
религия эта имеет мировое значение, считает сотни миллионов последователей: это — буддизм.
Эту универсальную природу
религии часто не понимают социологи, которые полагают, что человечество социализируется политическим, правовым, хозяйственным общением, и не замечают при этом, что ранее, чем возникают все эти частные соединения, для того чтобы они стали возможны, человечество уже должно быть скреплено и цементировано
религией, и если народность есть естественная
основа государства и хозяйства, то самая народность есть прежде всего именно вера.
Только
религия подлинно социальна и в этом качестве есть
основа социальности, хотя, как самая глубокая
основа, она всего реже в этом значении усматривается.
В
основе религиозного отношения лежит поэтому основной и неустранимый дуализм: в
религии, какова бы она ни была в своей конкретной форме, есть всегда два начала, два полюса.
Ибо, хотя этика и не покрывает собой
религии, но в ней, и только в ней, находит она
основу.
Религия имеет в своих
основах опытный, можно сказать, эмпирический характер (конечно, понятие опыта берется здесь в расширенном смысле), а потому не может быть установлена одной философской «дедукцией» или мистическим «гнозисом».
Насколько трансцендентное есть «трансцендентальный объект
религии», настолько же вера есть неустранимая и непревосходимая ее
основа.
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе отношений между философией и
религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и
религией, или о религиозно-интуитивных
основах всякого философствования.
Для Розанова все
религии делятся на два типа, в зависимости от того, кладут ли они в свою
основу рождение или смерть.
Духу этому ненавистен тот онтологический аристократизм, который лежит в
основе всякой подлинной
религии и более всего — христианства, аристократизм духовной свободы и духовного первородства, божественного происхождения человека.
Теперь и в газетах, которые всегда с отвращением относились к
религии, заговорили о том, что без религиозных
основ не может существовать государство.
Есть даже странное убеждение, что они не нужны, что
религия есть только известные слова о будущей жизни, о боге, известные обряды, очень полезные для спасения души по мнению одних и ни на что ненужные по мнению других, а что жизнь идет сама собой и что для нее не нужно никаких
основ и правил; нужно только делать то, что велят.