Неточные совпадения
Но слова о ничтожестве человека пред грозной силой
природы, пред законом смерти не портили настроение Самгина, он знал, что эти слова меньше всего мешают жить их авторам, если авторы физически здоровы. Он знал, что Артур Шопенгауэр, прожив 72 года и доказав, что пессимизм есть
основа религиозного настроения, умер в счастливом убеждении, что его не очень веселая философия о мире, как «призраке мозга», является «лучшим созданием XIX века».
Природа медленно производит эту работу, и я имел случай наблюдать ее: первоначальная
основа составляется собственно из водяных растений, которые, как известно, растут на всякой глубине и расстилают свои листья и цветы на поверхности воды; ежегодно согнивая, они превращаются в какой-то кисель — начало черноземного торфа, который, слипаясь, соединяется в большие пласты; разумеется, все это может происходить только на водах стоячих и предпочтительно в тех местах, где мало берет ветер.
Неуместные распространения о красотах
природы еще не так вредны художественному произведению: их можно выпускать, потому что они приклеиваются внешним образом; «о что делать с любовною интригою? ее невозможно опустить из внимания, потому что к этой
основе все приплетено гордиевыми узлами, без нее все теряет связь и смысл.
Мир фактический служит, без сомнения,
основой науки; наука, опертая не на
природе, не на фактах, есть именно туманная наука дилетантов.
Совершенная свобода сливается и с совершенной необходимостью, и в этом слиянии погашается и само это различие, так что Абсолютное трансцендентно и свободе и необходимости [Поэтому различение в самом Божестве «
природы» (т. е. необходимости?) и свободы, лежащее в
основе построения кн.
По своей интуитивной
основе философия сближается с искусством, интуитивная
природа которого не вызывает оспаривания, философия есть искусство понятий.
Власть двойственна по
природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения, причем и то и другое в
основе своей имеет иррациональный и мистический характер.
Таким образом, Он есть и сущность сущего (όντότης των όντων), и форма в формах, как
основа форм (είδεάρχης), и мудрость мудрствующих, и вообще все во всем (απλώς τα πάντα πάντων); и не есть
природа, ибо выше всякой
природы, не есть сущий, ибо выше всего сущего; и не есть сущий и не имеет формы, ибо есть выше формы» [Ibid., 1176.].
Эту универсальную
природу религии часто не понимают социологи, которые полагают, что человечество социализируется политическим, правовым, хозяйственным общением, и не замечают при этом, что ранее, чем возникают все эти частные соединения, для того чтобы они стали возможны, человечество уже должно быть скреплено и цементировано религией, и если народность есть естественная
основа государства и хозяйства, то самая народность есть прежде всего именно вера.
В вечной
природе существуют две области и заключена возможность двух жизней: «огонь или дух», обнаруживающийся как «молния огня» на четвертой ступени, силою свободы (опять и свобода у Беме мыслится вне отношения к личности, имперсонали-стически, как одна из сил
природы) определяет себя к божественному единству или кротости, и благодаря этому первые 4 стихии становятся или
основой для царства радости, или же, устремляясь к множественности и самости, делаются жертвой адского начала, причем каждое начало по-своему индивидуализирует бытие.
Будучи прагматичной, наука психологична в своем естестве, вся она есть, огромный психологизм, хотя и имеющий
основу в объективной сущности вещей [Ср. характеристику науки в главе о «хозяйственной
природе науки» в моей «Философии хозяйства».].
Он соотносителен твари, которая в силу своей свободы и своей
природы может удаляться от Бога в свое ничто, закрываться им от него, и в таком случае Бог есть и остается ее жизненной
основой, но пребывает для нее потенциален, а не актуален.
Но сам Он — единственный и
основа всех вещей, и око всех существ и причина всякой эссенции [Essentia (лат.) — сущность.]: из Его свойства возникает
природа и тварь, о чем же стал бы Он с самим собой советоваться, нет врага перед Ним, а Он один сам есть все, хотение, мощь и способность.
Поэтому при противопоставлении творения и эманации главный спор идет не о Боге, но о мире, не о божественной
основе мира, но об его тварной
природе: есть ли мир только пассивно рассеивающая и ослабляющая лучи божественного света среда, или же он по-своему собирает, отражает и проявляет их? есть ли особый фокус мира, возможен ли мир наряду с Абсолютным и как и в каком смысле возможен?
Артистическое мироощущение не есть порождение эстетической похотливости или притязательной манерности, потому что оно может сочетаться и с вполне отчетливым и скромным художественным самосознанием, но оно имеет глубочайшую
основу в человеческой
природе.
В этом реальном единстве и идейной обоснованности всего существующего заключается источник значимости общих понятий, причем их ценность прагматически оправдывается, оказываясь в некотором, хотя бы только косвенном соотношении с действительностью: логика оказывается технична, а техника логична, в чем и заключается
основа возможности науки и ее технического приложения, иначе говоря, хозяйственная
природа науки.
Очевидно, что для тех, кто порчу
природы считает почти субстанциальной и в самом рождении человека видит узел греха, боговоплощение невозможно на
основе тварного восхождения, восполняемого благодатной силой.
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о
природе отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных
основах всякого философствования.
Поэтому и дьявол в бытийственной
основе своей есть все-таки ангел, но глубоко и всесторонне извративший
природу свою.
Он даже видит в обществе, которое не есть
природа, отображение вечной
природы, видит в этой природности, в этой детерминированности идеальную
основу общества.
Народ по крайней мере стоит ближе к труду как
основе социальной жизни, ближе к
природе.
В Канте заложены
основы единственной верной метафизики: дуализм порядка свободы и порядка
природы, волюнтаризм, индетерминизм (умопостигаемый характер), персонализм, учение об антиномиях, признание скрытой за миром явлений иной, более глубокой реальности.
Маркс был прав, когда учил, что
основой исторического процесса является борьба человека, соединенного с человеком, т. е. социального человека, со стихийными силами
природы.
Он по
природе насильственен и в
основе своей нетерпим» (фр.).]
Человекоподобие Бога в единородном Сыне Божьем и есть уже вечная
основа самобытно-свободной
природы человека, способной к творческому откровению.
Черные глаза, в которых искрилась проницательность ума, живость и доброта души, черты лица, вообще привлекательные, уста, негою образованные (нижняя губа немного выпуклая в средине), волосы черные как смоль, которых достаточно было, чтобы спрятать в них Душенькина любимца [Автор подразумевает Амура, невидимого супруга Душеньки, героини одноименной повести в стихах И. Ф. Богдановича (1743–1803), в
основу которой был положен миф о любви Психеи и Амура.], величественный рост, гибкий стан, свежесть и ослепительная белизна тела — все в ней было обворожительно; все было в ней роскошью
природы.
В
основе демократии лежит оптимистическая предпосылка о естественной доброте и благостности человеческой
природы.
И вот я утверждаю, что в
основе русской революции, разыгравшейся в полуазиатской, полуварварской стихии и в атмосфере разложившейся войны, лежит религиозный факт, связанный с религиозной
природой русского народа.
Русская религиозная мысль много сделала для выявления конечных религиозных
основ социализма, для выяснения его двоящейся
природы, сделала больше, чем мысль западная.