Неточные совпадения
— Мысль, что «сознание
определяется бытием», — вреднейшая мысль, она ставит человека в позицию механического приемника впечатлений бытия и не может объяснить, какой же
силой покорный раб действительности преображает ее? А ведь действительность никогда не была — и не будет! — лучше человека, он же всегда был и будет не удовлетворен ею.
Все оценки меняются в зависимости от того, все ли
определяется экономикой и классом или действуют и духовные, моральные и интеллектуальные
силы.
Такое направление германского духа
определилось еще в мистике Экхардта, оно есть у Лютера и в протестантизме, и с большой
силой обнаруживается и обосновывается в великом германском идеализме, у Канта и Фихте, и по-другому у Гегеля и Гартмана.
Это более глубокое и широкое мироощущение и сознание не допускает тех рационалистических иллюзий, для которых будущее мира
определяется лишь
силами, лежащими на самой поверхности ограниченного куска земли.
Мне иногда думается, что эту книгу я мог бы назвать «Мечта и действительность», потому что этим
определяется что-то основное для меня и для моей жизни, основной ее конфликт, конфликт с миром, связанный с большой
силой воображения, вызыванием образа мира иного.
Отношение к женщинам
определялось у Шатобриана именно
силой воображения, не соответствующего действительности.
Дело в том, что
силы сами по себе беспрерывно развиваются, подготовляются, а потребности на них
определяются историей.
Уже в конце октября у Нины Федоровны ясно
определился рецидив. Она быстро худела и изменялась в лице. Несмотря на сильные боли, она воображала, что уже выздоравливает, и каждое утро одевалась, как здоровая, и потом целый день лежала в постели одетая. И под конец она стала очень разговорчива. Лежит на спине и рассказывает что-нибудь тихо, через
силу, тяжело дыша. Умерла она внезапно и при следующих обстоятельствах.
Таким образом, вообще говоря, литература представляет собою
силу служебную, которой значение состоит в пропаганде, а достоинство
определяется тем, что и как она пропагандирует.
Его жест смутил Фому, он поднялся из-за стола и, отойдя к перилам, стал смотреть на палубу баржи, покрытую бойко работавшей толпой людей. Шум опьянял его, и то смутное, что бродило в его душе,
определилось в могучее желание самому работать, иметь сказочную
силу, огромные плечи и сразу положить на них сотню мешков ржи, чтоб все удивились ему…
Не вдаваясь в метафизические суждения о том, каковы на самом деле каузальные отношения между общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для человека общее только бледный и мертвый экстракт на индивидуального, что поэтому между ними такое же отношение, как между словом и реальностью), скажем только, что на самом деле индивидуальные подробности вовсе не мешают общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его общее значение; что, во всяком случае, поэзия признает высокое превосходство индивидуального уж тем самым, что всеми
силами стремится к живой индивидуальности своих образов; что с тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения
определяется достоинство поэтического образа.
Такой вопрос рождается тем естественнее, что под «идеею» [у Гегеля] понимается «общее понятие так, как оно
определяется всеми подробностями своего действительного существования», и потому между понятием идеи и понятием жизни (или, точнее, понятием жизненной
силы) есть прямая связь.
Наконец, излияние
силы Божества, совершившееся, когда вдунуто было Богом дыхание жизни в человека, ближе всего
определяется понятием эманации, которое связано и с понятием рождения.
Разумеется, и творческое «да будет» Fiat, которое так часто встречается у Беме, получает соответствующее истолкование не в смысле повеления (Fürsatz), но в смысле —
силы Божества, его природной мощи, потенции бытия и в таком смысле в разных выражениях
определяется оно во многих местах: «вожделение (Begierde) из вечной воли безосновности есть первый образ (Gestalt) и есть Fiat или Schuf [Создание, творение (нем.).].
Такое антиномическое задание, явно нарушающее логический «закон тожества», вытекает в
силу логики спасения, не совпадающей с рассудочной логикой,
определяется положением человека после грехопадения.
Разумеется, для человечества, насколько оно живет в плоскости ума, а следовательно, до известной степени обречено на науку и философию, должна иметь
силу этика ума, существует обязанность логической честности, борьбы с умственной ленью, добросовестного преодоления преодолимых трудностей, но религиозно перед человеком ставится еще высшая задача — подняться над умом, стать выше ума, и именно этот путь указуют люди христианского, религиозного подвига [На основании сказанного
определяется и наш ответ на вопрос о «преображении разума», поставленный кн.
Очень важно для понимания личности всегда помнить, что личность прежде всего
определяется не по отношению к обществу и космосу, не по отношению к миру, порабощенному объективацией, а по отношению к Богу и в этом сокровенном внутреннем отношении она черпает
силы для свободного отношения к миру и человеку.
Во втором случае, когда мы
определяемся свободной творческой энергией, своей свободной жизненной
силой, мы считаем будущее имманентным себе и являемся его господами.
Все
определяется уже не объективным развитием материальных производительных
сил, не экономикой, а революционной борьбой классов, т. е. активностью человека.
Отношение к народу-пролетариату
определяется уже не столько состраданием к его угнетенному, несчастному положению, сколько верой в то, что он должен победить, что он грядущая
сила и освободитель человечества.
Особенно рьяные охотники до сильных ощущений, избравшие себе всецело жизненным девизом: «нраву моему не препятствуй», платили контрибуции в форме ежемесячных взносов, сумма которых
определялась как по состоянию плательщика так и по степени развития его мускульной
силы.
Внешне, исторически русское народническое сознание
определилось прежде всего тем, что Россия — страна мужицкая, крестьянская, что она слишком долго была страной натурального хозяйства, что в ней все еще оставалась в
силе первоначальная, патриархальная демократия, с которой началось развитие народа, что в ней все еще была первобытная скрепленность духа с органической материей.
Надежда на спасение заговорила, и все муки мои не в
силах были перекричать и заглушить ее; точка все росла и все яснее и яснее
определялась на этом удивительно нежно-розовом фоне.
Я совсем не пацифист, наоборот, но бывают времена, когда необходимо восстать против того, чтобы исторические судьбы
определялись исключительно военной
силой.