Поэтому у Беме, строго говоря, отсутствует идея творения и тварности, и хотя у него и постоянно встречается выражение «тварь и тварность» (Creatur und Creatürlichkeit), но это понятие вовсе не имеет принципиального метафизического и
онтологического смысла, а означает только определенную ступень в раскрытии природы Бога (как есть это понятие и в системе Плотина, отрицающей тем не менее идею творения).
И если литературное поколение начала XX века, отражавшее духовные искания и течения, не представляется стоящим на должной духовной высоте, если иногда в нем поражает недостаток нравственного характера, то именно потому, что все стало слишком серьезным, слишком реальным в
онтологическом смысле слова.
Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный
онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных мировой данностью, бытием в состоянии необходимости.
Поэтому, в зависимости от того или другого значения отрицания, и соединение не и да, ничто и нечто, в обоих случаях получает совершенно различный
онтологический смысл — именно или антиномический, как некая coincidentia oppositorum, или диалектический, как внутренняя связанность сополагающихся и взаимно обусловливающихся диалектических моментов.
Напрасно Гекер сводит литургическую жизнь церкви к внешнему обряду, к чему-то вроде суеверной магии, а то время как в ней есть духовная глубина, есть отображение небесной жизни, Учение Хомякова о церкви, т. е. учение о соборности и свободе, представляется Гекеру утопией, которая нигде никогда не была реализована, только потому, что для него реальность исчерпывается эмпирической данностью, что он не способен понять существования идейного в
онтологическом смысле мира, который находится за миром эмпирическим, противополагается ему и вместе с тем действует в нем.
Неточные совпадения
Рациональные
онтологические учения об отношениях между Богом и человеком нестерпимы, такие построения имеют лишь педагогически-социальный
смысл для христианской общины.
Разница этой философии со старой классической
онтологической философией в том, что она встречается с объективностью абсурдного, бессмысленного мира, в то время, как первая думала, что она встречается с объективностью разума и
смыслом бытия.
В книге «Философия свободы» я еще не освободился от предрассудков
онтологической философии и не вполне освободился от онтологизма и в книге «
Смысл творчества».
Разрубить этот узел — значит радикально порвать с номинализмом слов, вернуть словам их реальное,
онтологическое содержание и
смысл.
В этом только
смысле можно сказать, что всякая теория познания имеет
онтологический базис, т. е. не может уклониться от утверждения той истины, что познание есть часть жизни, жизни, данной до рационалистического рассечения на субъект и объект.
В
онтологическом своем значении разум есть положительный
Смысл бытия, его верховный центр, его источник и цель.
Однако им принадлежит самостоятельное бытие в том
смысле, что они являются
онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.] вещей, в силу которого возможность (δυνάμει δν) переходит в действительность (ενεργεία öv), причем каждая форма имеет пребывающее, вечное существование, а совокупность форм образует их иерархию или организм.
Поэтому она имеет более глубокий
смысл и более
онтологическое значение, нежели придавал ему сам Кант, который видел в ней лишь неизбежное недоразумение, transzendentalen Schein [Трансцендентальная видимость (нем.).].
Мысль эта будет верна лишь в том случае, если ее транспонировать на
онтологический язык: телесность в себе свободна от пространственности и в этом
смысле сверхпространственна, но пространственность есть ее состояние или модус.
Однако субъективность времени в этом
смысле вовсе не исключает
онтологической и вполне объективной природы этого состояния: время не кажется только, но оно есть и именно выражает тварное бытие.
Смирение по
онтологическому своему
смыслу и есть героическое преодоление эгоцентризма и героическое восхождение на высоту геоцентризма.
Она совсем не есть отдельная сторона человеческой природы и специальная функция, она есть целость духовной природы человека, ее сердцевина или сердце в
онтологическом, а не психологическом
смысле слова.
Экзистенциальная философия не есть философия
онтологическая в традиционном
смысле слова.
Но в глубине теургического действия раскрывается религиозно-онтологическое, религиозный
смысл сущего.
Слово «народ» имеет тут не только этот
онтологический и единственно правомерный
смысл, оно прежде всего имеет
смысл социально-классовый.