Неточные совпадения
Только извне, из
объекта человек есть часть
природы, изнутри, из духа —
природа в нем.
Перво-жизнь есть творческий акт, свобода, носительницей перво-жизни является личность, субъект, дух, а не «
природа», не
объект.
Но сейчас я остро сознаю, что, в сущности, сочувствую всем великим бунтам истории — бунту Лютера, бунту разума просвещения против авторитета, бунту «
природы» у Руссо, бунту французской революции, бунту идеализма против власти
объекта, бунту Маркса против капитализма, бунту Белинского против мирового духа и мировой гармонии, анархическому бунту Бакунина, бунту Л. Толстого против истории и цивилизации, бунту Ницше против разума и морали, бунту Ибсена против общества, и самое христианство я понимаю как бунт против мира и его закона.
Сам Лосский признает, что различие между явлениями, которыми занимается наука, и сущностью вещей лежит в самом бытии, а не в
природе отношений между субъектом и
объектом.
Природа субъекта и
природа объекта тождественны, сотканы из одного и того же божественного материала.
А так как
объектом для еды служит все разнообразие органической
природы, то не трудно себе представить, какое бесчисленное количество механических и химических метаморфоз может произойти в этом безграничном мире чудес, если хозяином в нем явится мечтатель, охотник пожрать!
В этот миг, созданный сплетением стихий, в глухую ночь, не озаренную еще солнцем сознания, раскрывается, как ночной цветок, обреченный к утру на гибель, то странное явление, которого мы уже не можем представить себе: слово и дело становятся неразличимы и тожественны, субъект и
объект, кудесник и
природа испытывают сладость полного единства.
«Земля проклята за человека» (Быт. 3:17), сделалась косным и противящимся человеку
объектом хозяйства, она родит ему «терния и волчцы», а он обречен «со скорбью питаться от нее» (причем, конечно, «питанием» объемлется здесь весь комплекс отношений человека к
природе).
Эти-то платоновские идеи-качества ведомы и мифологическому сознанию народа и отразились в его сагах, сказках, фольклоре: отсюда происходят чары, заклинания, наговоры, отсюда тотемы [Тотем — класс (а не особь)
объектов или явлений
природы, которому первобытная социальная группа людей, род, племя, иногда отдельный человек оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанными и по имени которого себя называют.
Остается вопрос: какова же религиозная
природа этой общественности, в которой этика видит лишь материал для долга, косный и непросветленный
объект для применения категорического императива?
Проблематичность — такова
природа всякого
объекта философии; любовь выражается здесь в философском сомнении и рефлексии, в вопросительном знаке, поставленном над данным понятием и превращающем его в проблему.
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный
объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о
природе отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных основах всякого философствования.
Конфликт царства Божия и царства Кесаря есть на философском языке конфликт субъекта и
объекта, свободы и необходимости, духа и объективированной
природы.
Так изначально определились внутренние двигатели философии: примат свободы над бытием, духа над
природой, субъекта над
объектом, личности над универсально-общим, творчества над эволюцией, дуализма над монизмом, любви над законом.
Пол, через могущественное бессознательное влечение, приковывает человека к объективированному миру, в котором царствуют детерминизм, необходимость, определяемость не изнутри, а извне, от человеческой
природы, изошедшей в
объект.
Бог — господин, человек — раб; церковь — господин, человек — раб; государство — господин, человек — раб; общество — господин, человек — раб; семья — господин, человек — раб;
природа — господин, человек — раб;
объект — господин, человек-субъект — раб.
Мыслить дух как бытие — значит мыслить его натуралистически, как
природу, как
объект, но дух не есть
объект, не есть
природа, не есть бытие, дух есть субъект, есть акт, есть свобода.
Рабство человека у
природы, у космоса часто лишь неуловимо отличается от рабства у Бога, как
объекта. «Gott ist todt, — говорит Заратустра у Ницше, — an seinem Mitleiden mit den Menschen ist Gott gestorben».
Порабощенная
природа как
объект есть
природа, детерминирующая извне, деперсонализирующая, угнетающая внутреннее существование.
В сознании XIX века слово «
природа» стало обозначать прежде всего
объект математического естествознания и технического воздействия.
И отличие это в том, что философия исследует человека из человека и в человеке, исследует его как принадлежащего к царству духа, наука же исследует человека как принадлежащего к царству
природы, т. е. вне человека, как
объект.
То, что Маркс называл отчуждением человеческой
природы в капиталистическом хозяйстве, я и называю объективацией, превращением в
объект.
Натурализмом я называю всякую метафизику, которая познает бытие как
объект, как «
природу», хотя бы то была духовная
природа.
Христиансен также прекрасно раскрывает творческую
природу всякого эстетического восприятия и внечувственный, сверхэмпирический характер всякого художественного произведения: «Эстетический
объект возникает путем особого вторично-творческого синтеза, и внешнее произведение служит лишь средством, побуждающим зрителя к этому синтезу.
Философия эта, по духу своему не творческая и не активная, а послушная и приспособленная, не допускает мысли о том, что греховно-ограниченное состояние человеческой
природы, для которой невозможно творчество бытия, может быть преодолено, что разрыв субъекта и
объекта не вечен.