Неточные совпадения
Ему казалось, что при нормальном развитии богатства в государстве все эти
явления наступают, только когда на земледелие положен уже значительный труд, когда оно стало в правильные, по крайней мере, в определенные условия; что богатство страны должно расти равномерно и в особенности так, чтобы другие отрасли богатства не опережали земледелия; что сообразно с известным состоянием земледелия должны быть соответствующие ему и пути сообщения, и что при нашем неправильном пользовании землей железные дороги, вызванные не экономическою, но политическою необходимостью, были преждевременны и, вместо содействия земледелию, которого ожидали от них, опередив земледелие и вызвав развитие промышленности и кредита, остановили его, и что потому, так же как одностороннее и преждевременное развитие органа в животном помешало бы его
общему развитию, так для
общего развития богатства в России кредит, пути сообщения, усиление фабричной деятельности, несомненно необходимые в Европе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной вопрос устройства земледелия.
Он видел, что
общий строй ее мысли сроден «кутузовщине», и в то же время все, что говорила она, казалось ему словами чужого человека, наблюдающего
явления жизни издалека, со стороны.
Этим объяснялось для Нехлюдова то удивительное
явление, что самые кроткие по характеру люди, неспособные не только причинить, но видеть страданий живых существ, спокойно готовились к убийствам людей, и все почти признавали в известных случаях убийство, как орудие самозащиты и достижения высшей цели
общего блага, законным и справедливым.
И это таинственное
явление совсем не объяснимо греховностью, которая ведь составляет
общий фон человеческой жизни.
Но если христианское человечество соединится для
общего братского дела победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать фатального конца мира,
явления антихриста, страшного суда и ада.
В
общих камерах приходится терпеть и оправдывать такие безобразные
явления, как ябедничество, наушничество, самосуд, кулачество.
Мы знаем
общую причину такого настроения, указанную нам очень ясно самим же Островским, и видим, что Марья Антиповна составляет не исключительное, а самое обыкновенное, почти всегдашнее
явление в этом роде.
Все в природе строго законно, и не пропадает напрасно самое малейшее движение, следовательно, и посещения Яшей Кормилицыным Прозоровского флигелька в
общей экономии природы и в ряду социальных
явлений должны были иметь высшее научное объяснение.
— Дядюшка твердит, что я должен быть благодарен Наденьке, — продолжал он, — за что? чем ознаменована эта любовь? всё пошлости, всё
общие места. Было ли какое-нибудь
явление, которое бы выходило из обыкновенного круга ежедневных дрязгов? Видно ли было в этой любви сколько-нибудь героизма и самоотвержения? Нет, она все почти делала с ведома матери! отступила ли для меня хоть раз от условий света, от долга? — никогда! И это любовь!!! Девушка — и не умела влить поэзии в это чувство!
Все эти
явления могли бы казаться случайными, если бы они все не сводились к одной
общей причине, как и могло бы казаться случайным то, что весной на некоторых деревьях начинает наливаться почка, если бы мы не знали, что причина этого —
общая весна и что если на некоторых деревьях ветви начали мякнуть, то наверное то же будет и со всеми.
Ни на чем так поразительно не видна та степень противоречия, до которой дошла жизнь людей нашего времени, как на том самом
явлении, которое составляет последнее и средство и выражение насилия, — на
общей воинской повинности.
Ни на чем так не видно это направление деятельности передовых людей нашего времени, как на отношении их к тому
явлению, в котором в наше время в концентрированной форме выразилась вся несостоятельность общественного жизнепонимания, — к войне, к всеобщему вооружению и
общей воинской повинности.
Дайте мне понять характер
явления, его место в ряду других, его смысл и значение в
общем ходе жизни, и поверьте, что этим путем вы приведете меня к правильному суждению о деле гораздо вернее, чем посредством всевозможных силлогизмов, подобранных для доказательства вашей мысли.
Нельзя не сознаться, что дело Островского гораздо плодотворнее: он захватил такие
общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество, которых голос слышится во всех
явлениях нашей жизни, которых удовлетворение составляет необходимое условие нашего дальнейшего развития.
Она соответствует разнице в самом способе мышления художника и мыслителя: один мыслит конкретным образом, никогда не теряя из виду частных
явлений и образов, а другой стремится все обобщить, слить частные признаки в
общей формуле.
Ведь ограничивая ее приложением «вечных и
общих» законов искусства к частным и временным
явлениям, через это самое осуждают искусство на неподвижность, а критике дают совершенно приказное и полицейское значение.
Желая представить характеристику таланта автора, мы обратили тогда внимание на
явления русской жизни, воспроизводимые в его пьесах, старались уловить их
общий характер и допытаться, таков ли смысл этих
явлений в действительности, каким он представляется нам в произведениях нашего драматурга.
Стало быть, весь вопрос заключается в том: следует ли признать исчисленные выше
явления нормальными, имеющими что-нибудь
общее с"принципом нравственности", или, напротив, правильнее отнестись к ним, как к безнравственным и возмущающим честное человеческое сердце?
Оправдание мое, однако же, проще, нежели можно ожидать с первого взгляда. Прежде всего, не эти люди и не эти
явления сообщают
общий тон жизни; а потом — это не люди, а жертвы, правдивая оценка которых, вследствие известных условий, не принадлежит настоящему.
— Позвольте. Конечно, не всякому они доступны, и человеку свойственно ошибаться. Однако вы, вероятно, согласитесь со мною, что, например, Ньютон открыл хотя некоторые из этих основных законов. Он был гений, положим; но открытия гениев тем и велики, что становятся достоянием всех. Стремление к отысканию
общих начал в частных
явлениях есть одно из коренных свойств человеческого ума, и вся наша образованность…
Эта глава именно показывает, что автор не вовсе чужд
общей исторической идеи, о которой мы говорили; но вместе с тем в ней же находится очевидное доказательство того, как трудно современному русскому историку дойти до сущности, до основных начал во многих
явлениях нашей новой истории.
Но стоит раз обратиться истории на этот путь, стоит раз сознать, что в
общем ходе истории самое большое участие приходится на долю народа и только весьма малая Доля остается для отдельных личностей, — и тогда исторические сведения о
явлениях внутренней жизни народа будут иметь гораздо более цены для исследователей и, может быть, изменят многие из доселе господствовавших исторических воззрений.
Сила искусства есть сила
общих мест. Есть еще в произведениях искусства сторона, по которой они в неопытных или недальновидных глазах выше
явлений жизни и действительности; — в них все выставлено напоказ, объяснено самим автором, между тем как природу и жизнь надобно разгадывать собственными силами. Сила искусства — сила комментария; но об этом должны будем говорить мы ниже.
Не говорим уже о том, что
явления жизни каждому приходится оценивать самому, потому что для каждого отдельного человека жизнь представляет особенные
явления, которых не видят другие, над которыми поэтому не произносит приговора целое общество, а произведения искусства оценены
общим судом.
1) Определение прекрасного: «прекрасное есть полное проявление
общей идеи в индивидуальном
явлении» — не выдерживает критики; оно слишком широко, будучи определением формального стремления всякой человеческой деятельности.
17) Воспроизведение жизни —
общий, характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о
явлениях жизни.
Первое и
общее значение всех произведений искусства, сказали мы, — воспроизведение интересных для человека
явлений действительной жизни.
Чем тени сумрачней ночные,
Тем звезды ярче и ясней;
Блажен в беде не гнувший выи[1],
Блажен певец грядущих дней,
Кто среди тьмы денницы новой
Провидит радостный восход
И утешительное слово
Средь
общих слез произнесет!
И тьму пусть терпит божья воля,
Явлений двойственность храня, —
Блаженны мы, что наша доля
Быть представителями дня!
Пути творца необъяснимы,
Его судеб таинствен ход,
Блажен, кто всех сомнений мимо
Дорогой светлою идет!
Но я всегда любил такие
явления общей суматохи, всегда стерег вылет ястреба из его убежища и часто видал, как он, то быстро махая крыльями, то тихо плывя, промелькнет и скроется в кустах уремы или в ближайшем лесу.
Понять известное
явление значит уже обобщить его, значит осуществить его для себя не в одной какой-нибудь частности, а в целом ряде таковых, хотя бы они, на поверхностный взгляд, имели между собой мало
общего.
Читателю, конечно, нет нужды разделять
общий плодомасовский ужас по поводу
явления этих таинственных посетительниц плодомасовского дома. Читателю нетрудно будет отгадать, что эти две женщины, так вовремя и так эффектно взошедшие, были мать молодой боярыня и ее няня-туркиня, выехавшие на своих клячах в погоню вслед за боярышней.
Профаны дивятся иногда, как самые странные факты, чрезвычайные
явления легко покоряются у формалистов
общим законам, — дивятся — а между тем чувствуют, что при этом сделан какой-то фокус — изумительный, но неприятный для того, кто ищет добросовестного и дельного ответа.
Всеобщее, мысль, идея — начало, из которого текут все частности, единственная нить Ариадны, — теряется у специалистов, упущена из вида за подробностями; они видят страшную опасность: факты,
явления, видоизменения, случаи давят со всех сторон; они чувствуют природный человеку ужас заблудиться в многоразличии всякой всячины, ничем не сшитой; они так положительны, что не могут утешаться, как дилетанты, каким-нибудь
общим местом, и в отчаянии, теряя единую, великую цель науки, ставят границей стремления Orientierung [ориентацию (нем.).].
За пятнадцать — двадцать лет пред этим ко всему хотели прилагать эстетические и философские начала, во всем искали внутреннего смысла, всякий предмет оценивали по тому значению, какое имеет он в
общей системе знаний или между
явлениями действительной жизни.
Этот журнал, менее обнаруживавший наклонности к отвлеченным, бесплодным умствованиям, больше вникавший в жизнь и лучше ее понимавший, нежели остальная журнальная братия, скоро овладел
общим вниманием и продолжался непрерывно в течение почти четырех лет —
явление очень редкое в то время (2).
Но сии два Поэта не образовали еще нашего слога: во время Екатерины Россияне начали выражать свои мысли ясно для ума, приятно для слуха, и вкус сделался
общим, ибо Монархиня Сама имела его и любила нашу Словесность; и если Она Своими ободрениями не произвела еще более талантов, виною тому независимость Гения, который один не повинуется даже и Монархам, дик в своем величии, упрям в своих
явлениях, и часто самые неблагоприятные для себя времена предпочитает блестящему веку, когда мудрые Цари с любовию призывают его для торжества и славы.
Большая часть общественных
явлений не может быть изменена просто волею частных лиц: нужно изменить обстановку, дать другие начала для
общей деятельности, и тогда уже обличать тех, которые не сумеют воспользоваться выгодами нового устройства.
В нем упущено из виду то, что не частные
явления жизни и истории вытекают из каких-то
общих начал и отвлеченных стремлений, а сами-то начала и стремления слагаются из частных фактов, определяются частными нуждами и обстоятельствами.
Этот
общий неистовый гнев есть психологическое
явление, остающееся неразгаданным: оно, без сомнения, явилось законно, и было бы любопытно объяснить его законность.
Радуясь прекрасному
явлению в литературе нашей, как
общему добру, мы с большим удовольствием извещаем читателей, что, наконец, словесность наша обогатилась первым историческим романом, первым творением в этом роде, которое имеет народную физиономию: характеры, обычаи, нравы, костюм, язык.
Они или вместо живого изображения дают нам
общие фразы, которые всегда скучны, или, не чувствуя поэзии в простоте и естественности
явления, которое берутся изображать, прибегают к преувеличениям и украшениям, создавая чудовищные, неестественные образы, каких нет и не может быть в природе.
Профессор. Конечно, конечно. Но главное дело — в объяснении
явлений и подведении их под
общие законы.
Профессор. То же самое в здесь.
Явление повторяется, и мы его подвергаем исследованию. Мало того, мы подводим исследуемые
явления под
общие другим
явлениям законы.
Явления ведь кажутся сверхъестественными только потому, что причины
явлений приписываются самому медиуму. Но ведь это неверно.
Явления производимы не медиумом, но духовной энергией через медиума; а это разница большая. Все дело — в законе эквивалентности.
В дальнейшем своём развитии, соразмерно с приобретением большей опытности человечеством,
общая идея распадается на множество частных и применяется ко всякому отдельному
явлению.
Кто же это: непримиримые враги, или союзники? Однородные ли это
явления, или
явления разных порядков? Что тут существеннее: пункты сходства или пункты разногласия, —
общее у обоих отрицание существующих условий или религиозно-сектантские взгляды, которые есть у Якова и которые изгнал из своего обихода камышинский мещанин?
Жаргонный говор, то стремительный и раскатистый в середине фраз, то завывающий на окончаниях, несся отовсюду, сопровождаемый яркой мимикой и оживленными, преувеличенными жестами. Со стороны можно было подумать, что в погребе разгорелась
общая ссора и что все посетители говорят одновременно, не слушая и стараясь перекричать друг друга. Но этот гвалт был в заведении Айзика самым обычным
явлением.
Это те, у которых художественное чутье, хотя бы даже и слабое, направлено здраво, в которых не только верно отражаются
явления жизни, но которым доступен более или менее и
общий таинственный смысл ее.
Мы только стараемся идти за нею и представлять для людей, которые не любят или не умеют следить сами за ее
явлениями, то или другое из
общих положений действительности.
У домов, как у людей, есть своя репутация. Есть дома, где, по
общему мнению, нечисто, то есть, где замечают те или другие проявления какой-то нечистой или по крайней мере непонятной силы. Спириты старались много сделать, для разъяснения этого рода
явлений, но так как теории их не пользуются большим доверием, то дело с страшными домами остается в прежнем положении.
Однако же на этом дело не остановилось: факт немилосердного возвышения цен и понижения качества вина, вместе с
общим увеличением дороговизны на все предметы, не был местным
явлением, а тяготел равно над всею Россией).