Неточные совпадения
— Я не хочу протекционной системы не для
выгоды частных лиц, но для
общего блага — и для низших и для высших классов одинаково, — говорил он, поверх pince-nez глядя на Облонского. — Но они не могут понять этого, они заняты только личными интересами и увлекаются фразами.
Конечно, тут у вас
общий коммерческий оборот, предприятие на обоюдных
выгодах и на равных паях, значит, и расходы пополам; хлеб-соль вместе, а табачок врозь, по пословице.
— Благодарю вас. Теперь мое личное дело разрешено. Вернемся к первому,
общему вопросу. Мы начали с того, что человек действует по необходимости, его действия определяются влияниями, под которыми происходят; более сильные влияния берут верх над другими; тут мы и оставили рассуждение, что когда поступок имеет житейскую важность, эти побуждения называются
выгодами, игра их в человеке — соображением
выгод, что поэтому человек всегда действует по расчету
выгод. Так я передаю связь мыслей?
Что же коснулось этих людей, чье дыхание пересоздало их? Ни мысли, ни заботы о своем общественном положении, о своей личной
выгоде, об обеспечении; вся жизнь, все усилия устремлены к
общему без всяких личных
выгод; одни забывают свое богатство, другие — свою бедность и идут, не останавливаясь, к разрешению теоретических вопросов. Интерес истины, интерес науки, интерес искусства, humanitas [гуманизм (лат.).] — поглощает все.
Чиновничество царит в северо-восточных губерниях Руси и в Сибири; тут оно раскинулось беспрепятственно, без оглядки… даль страшная, все участвуют в
выгодах, кража становится res publica. [
общим делом (лат.).] Самая власть, царская, которая бьет как картечь, не может пробить эти подснежные болотистые траншеи из топкой грязи. Все меры правительства ослаблены, все желания искажены; оно обмануто, одурачено, предано, продано, и все с видом верноподданнического раболепия и с соблюдением всех канцелярских форм.
Ни мысли, ни заботы о своем общественном положении, о своей личной
выгоде, об обеспечении; вся жизнь, все усилия устремлены к
общему без всяких личных
выгод; одни забывают свое богатство, другие свою бедность — идут, не останавливаясь, к разрешению теоретических вопросов.
Но художник, руководимый правильными началами в своих
общих понятиях, имеет все-таки ту
выгоду пред неразвитым или ложно развитым писателем, что может свободнее предаваться внушениям своей художнической натуры.
Так решено было жить без прислуги и в день
общего собрания занять публику изложением
выгод от этой новой меры, выработанной самой жизнью.
И, правда, повсюду в жизни, где люди связаны
общими интересами, кровью, происхождением или
выгодами профессии в тесные, обособленные группы, — там непременно наблюдается этот таинственный закон внезапного накопления, нагромождения событий, их эпидемичность, их странная преемственность и связность, их непонятная длительность.
Выгоды общественной жизни состоят в обеспечении собственности, труда и содействии совокупному усовершенствованию жизни —
общая воинская повинность уничтожает всё это.
Если же, исключив нравственное значение подчинения и неподчинения, сообразоваться только с одними
выгодами, то неподчинение в
общем всегда будет выгоднее подчинения.
То же с
общей воинской повинностью.
Общая воинская повинность разрушает все те
выгоды общественной жизни, которые она призвана хранить.
Вследствие того, что не при всех насильственных отношениях людей совершаются истязания и убийства, люди, пользующиеся исключительными
выгодами правящих классов, уверяют себя и других, что
выгоды, которыми они пользуются, происходят не от истязаний и убийств, а от каких-то других таинственных
общих причин, отвлеченных прав и т. п.
При
общей же воинской повинности выходит то, что люди, принесши все требуемые от них жертвы для того, чтобы избавиться от жестокости борьбы и от непрочности жизни, после всех принесенных жертв призываются опять ко всем тем опасностям, от которых они думали избавиться, и кроме того та совокупность — государство, во имя которой личности отреклись от своих
выгод, подвергается опять такой же опасности уничтожения, какой прежде подвергалась сама личность.
Меры обременительные, стесняющие народ в его правах, могут быть вызваны, вопреки требованию народной жизни, просто действием произвола, сообразно
выгодам привилегированного меньшинства, которое пользуется стеснением других; но меры, которыми уменьшаются привилегии и расширяются
общие права, не могут иметь свое начало не в чем ином, как в прямых и неотступных требованиях народной жизни, неотразимо действующих на привилегированное меньшинство, даже вопреки его личным, непосредственным
выгодам.
Те расширили несколько свой эгоизм, сливши с ним требование порядка
общего, так что для сохранения порядка они способны даже жертвовать некоторыми личными вкусами и
выгодами.
Точно такие же трудности представляются (только, разумеется, в обратном смысле) и относительно другой категории людей — людей, почему-либо выдающихся из тьмы тем легионов, составляющих противоположный лагерь, людей, мнящих себя руководителями, но, в сущности, стоящих в обществе столь же изолированно, как и"новые люди", и столь же мало, как и они, сообщающих
общий тон жизни (в действительности, не они подчиняют себе толпу, а она подчиняет их себе, они же извлекают из этого подчинения лишь некоторые личные
выгоды, в награду за верную службу бессознательности).
Какая это
выгода, о которой идет речь?
общая или частная?
Большая часть общественных явлений не может быть изменена просто волею частных лиц: нужно изменить обстановку, дать другие начала для
общей деятельности, и тогда уже обличать тех, которые не сумеют воспользоваться
выгодами нового устройства.
Впрочем, еще прежде их весьма красноречиво и убедительно говорил об этом известный своим самоотвержением для пользы
общей Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, словами которого мы и покончим пока с этим вопросом и с настоящей статьей: «Иной городничий, конечно, радел бы о своих
выгодах.
Много нашлось людей, ищущих только собственной
выгоды: стало быть, любовь к
общему благу развита слабо.
Он сказал, что хорошая работа нужна для
общей пользы работников еще более, нежели для его частной
выгоды, и, помня это, он хотел, чтобы работники сами заботились об исправном ходе работ.
— Напечатать-то, конечно, дело небольшое, — сказал чиновник, — только я не предвижу в этом никакой для вас
выгоды. Если уже хотите, то отдайте тому, кто имеет искусное перо, описать это как редкое произведение натуры и напечатать эту статейку в «Северной пчеле» (тут он понюхал еще раз табаку) для пользы юношества (тут он утер нос), или так, для
общего любопытства.
Если и было когда-нибудь время, что могли быть герои и мудрецы настолько нравственно выше
общего уровня людей, что большинство людей охотно и естественно подчинялось им во всех их требованиях, даже противных
выгодам подчиняющихся, и само признавало благодетельность над собой их насилия, то время это уже давно прошло.
Когда богатые люди говорят об общественном благе, я знаю, что это не что иное, как заговор богачей, ищущих своей
выгоды под именем и под предлогом
общего блага.
Заметив, что Лара в девушках начала серьезно нравиться Горданову, Бодростина испугалась, чтобы Павел Николаевич как-нибудь не женился и тогда, с утратой
выгод от вдовства Глафиры, не охладел бы к «
общему делу»; но теперь замужняя Лариса была такими прелестными ширмами, расставить которые между собою и своим браво Глафира желала и даже считала необходимым, особенно теперь, когда она впала в новое беспокойство от изъявленного Михаилом Андреевичем намерения передать ей все состояние по новому духовному завещанию, в отмену того, которое некогда сожгла Глафира пред глазами Ропшина, подменив фальшивым.
Что меня еще больше возвысило в
общем мнении — c'est cette liaison avec madame D. [так это связь с госпожой Д. (франц.).], про которую много говорили в Петербурге, но я был ужасно молод в то время и мало ценил все эти
выгоды.
Но когда умолкнула страсть и говорит рассудок, когда дело идет о расчетах личных — каким бы покровом вы их ни одевали,
выгодами ли
общими, пользою отечества, — никогда не посягну на это святотатство.
«Его императорское величество, — сказано было в этой конвенции, — с одной стороны соизволяя изъявить знаменитому мальтийскому ордену свое благоволение, внимание и уважение и распространить в областях своих заведение сего ордена, существующее уже в Польше и особливо в присоединенных ныне к Российской державе областях польских, и желая также доставить собственным своим подданным, кои могут быть приняты в знаменитый мальтийский орден, все
выгоды и почести, из сего проистекающие; с другой стороны, державный мальтийский орден и „его преимущество“ гроссмейстер, зная всю цену благоволения его императорского величества к ним, важность и пользу такого заведения в Российской империи, и желая, со своей стороны, соответствовать мудрым и благотворительным распоряжениям его императорского величества всеми средствами и податливостью, совместными с установлениями и законами ордена, с
общего согласия между высокодоговаривающими странами условились об установлении сего ордена в России».
Другой, желающий приобрести
выгоды, обращал на себя внимание государя, громко крича то самое, на чтó намекнул государь накануне, спорил и кричал в совете, ударяя себя в грудь и вызывая несоглашающихся на дуэль и тем показывая, что он готов быть жертвою
общей пользы.