Кудесник-законодатель перевертывает календарь, вместо церковных праздников он отмечает иные благоприятные дни для чудес — дни легкие и черные; он создает условия для успешности всех начинаний — и эти условия — иные, чем правовые или
нравственные нормы; между тем они так же строго формальны, как эти нормы: так, заговор должен быть произносим с совершенной точностью, так же следует исполнять обряд; зубы у заговаривающего должны быть все целы; передать силу заговора можно только младшему летами; некоторые заговоры нужно произносить под связанными ветвями березки, над следом; другие — натощак, на пороге, в чистом поле, лицом к востоку, на ущерб луны.
Трагичность и парадоксальность этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о
нравственной норме и нравственном законе, о добре, а вопрос об отношениях между свободой Бога и свободой человека.
Неточные совпадения
Нельзя разрешать
нравственные задачи жизни автоматическим применением общеобязательных
норм.
Телеологическая этика всегда обнаруживает отсутствие
нравственного воображения, ибо мыслит цель как
норму должного, а не как образ, т. е. порождение творческой энергии жизни.
Л. Толстой и Евангелие рассматривает в смысле
нравственного закона и
нормы, и осуществление Царства Божьего уподобляется воздержанию от курения и вина.
Этика закона и
нормы не понимает еще творческого характера
нравственного акта, и потому неизбежен переход к этике творчества, этике истинного призвания и назначения человека.
Нравственная жизнь должна слагаться не по цели и
норме, а по образу и творческому излучению.
Этика имеет дело не с бессильными, висящими в воздухе
нормами и законами, а с реальными
нравственными энергиями и с обладающими силой качествами.
Это есть трагическое переживание добра и зла, которое не разрешается легко
нравственным законом и
нормой.
Прямолинейный абсолютизм в
нравственных оценках и действиях ложен уже потому, что он забывает о существовании мировой среды, в которой находится человек, он хотел бы действовать так, как будто существует только
нравственный закон и
норма, но не существует мира.
И потому всякая
нравственная задача для христианства есть неповторимо индивидуальная задача, а не механическое исполнение
нормы, данной раз навсегда.
Этика законническая, нормативная, для которой свобода есть лишь условие выполнения
нормы добра, не понимает трагизма
нравственной жизни.
И тут важно установить, что никакой закон, никакая
норма не в силах помочь разрешить возникший
нравственный конфликт.
В соотношениях этики и социологии отражается мировая подавленность
нравственной жизни социальностью, социальной дисциплиной и социальными
нормами.
Этика закона и значит прежде всего, что субъектом
нравственной оценки является общество, а не личность, что общество устанавливает
нравственные запреты, табу, законы и
нормы, которым личность должна повиноваться под страхом
нравственного отлучения и кары.
Этика творчества отличается от этики закона и
нормы прежде всего тем, что для нее
нравственная задача есть неповторимо индивидуальная творческая задача.
Нравственное сознание, формулирующее законы и
нормы, сталкивается не только с инстинктом, с подсознательным, с древней природой, но и с благодатью, с сверхсознанием, с божественным.