Неточные совпадения
И одни говорили, что мадам Шталь сделала себе общественное положение добродетельной, высокорелигиозной женщины; другие говорили, что она была в душе то самое высоко-нравственное
существо, жившее только для добра ближнего, каким она представлялась.
Люди, пожившие в тюрьме, всем
существом своим узнавали, что, судя по тому, что происходит над ними, все те
нравственные законы уважения и сострадания к человеку, которые проповедываются и церковными и
нравственными учителями, в действительности отменены, и что поэтому и им не следует держаться их.
В пользу женитьбы вообще было, во-первых, то, что женитьба, кроме приятностей домашнего очага, устраняя неправильность половой жизни, давала возможность
нравственной жизни; во-вторых, и главное, то, что Нехлюдов надеялся, что семья, дети дадут смысл его теперь бессодержательной жизни. Это было за женитьбу вообще. Против же женитьбы вообще было, во-первых, общий всем немолодым холостякам страх за лишение свободы и, во-вторых, бессознательный страх перед таинственным
существом женщины.
Видишь: предположи, что нашелся хотя один из всех этих желающих одних только материальных и грязных благ — хоть один только такой, как мой старик инквизитор, который сам ел коренья в пустыне и бесновался, побеждая плоть свою, чтобы сделать себя свободным и совершенным, но однако же, всю жизнь свою любивший человечество и вдруг прозревший и увидавший, что невелико
нравственное блаженство достигнуть совершенства воли с тем, чтобы в то же время убедиться, что миллионы остальных
существ Божиих остались устроенными лишь в насмешку, что никогда не в силах они будут справиться со своею свободой, что из жалких бунтовщиков никогда не выйдет великанов для завершения башни, что не для таких гусей великий идеалист мечтал о своей гармонии.
— А эти ваши
нравственные обязательства не согласны с правилами физиологии. Они противоречат требованиям природы; их нет у
существ, живущих естественною жизнью.
В таком именно положении очутилась теперь бедная Людмила: она отринулась от Ченцова ради
нравственных понятий, вошедших к ней через ухо из той среды, в которой Людмила родилась и воспиталась; ей хорошо помнилось, каким ужасным пороком мать ее, кротчайшее
существо, и все их добрые знакомые называли то, что она сделала.
Когда человек при виде
нравственного страдания или опасности, угрожающей здоровью и жизни любимого
существа, страдает сам всеми силами своей души, забывая сон, покой и пищу, забывая всего себя, когда напрягаются нервы, возвышается его духовная природа — тогда нет места требованиям и нет места мелочным вниманиям, заботам и угождениям.
Принадлежа, впрочем, к разряду тех
существ, про которых лермонтовский Демон сказал, что для них нет раскаяния, нет в жизни уроков, Елена не стала ни плакать, ни стенать, а все, что чувствовала, спрятала в душе; но как ни бодрилась она духом, тело ее не выдержало
нравственных мук...
Благодаря всем этим штучкам она слыла в обществе за женщину очень умную и в высокой степени
нравственную, хотя в этом отношении, кажется, никогда не могло и быть ей опасности, так как Татьяна Васильевна с самых юных лет одновременно походила на лягушку и на сову, вечно была с флюсом то на одной щеке, то на другой, вечно пахнула какими-то аптекарскими травами, мазями и вообще, как говорил про нее Бегушев, она принадлежала не к женщинам, а к каким-то бесполым
существам, потому что не представляла в себе никаких женских признаков.
Нельзя вообразить себе людей, более непохожих между собою, как те, которые сидели с Домной Осиповной, и те, которые окружали Бегушева: они по
нравственному складу как будто бы были
существами с разных планет, и только граф Хвостиков мог витать между этими планетами и симпатизировать той и другой.
И в самом деле, что может противустоять твердой воле человека? — воля — заключает в себе всю душу; хотеть — значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, — жить, одним словом; воля есть
нравственная сила каждого
существа, свободное стремление к созданию или разрушению чего-нибудь, отпечаток божества, творческая власть, которая из ничего созидает чудеса… о если б волю можно было разложить на цифры и выразить в углах и градусах, как всемогущи и всезнающи были бы мы!..
— Мисс Полина — лучшее
существо из всех наиболее достойных уважения
существ, но, повторяю вам, вы сделаете мне великое удовольствие, если перестанете меня спрашивать о мисс Полине. Вы ее никогда не знали, и ее имя в устах ваших я считаю оскорблением
нравственного моего чувства.
Анна Дмитриевна. Ну все равно — Лиза. Мне вас жаль, вы мне симпатичны. Но я люблю Виктóра. Я одно
существо на свете люблю. Я знаю его душу, как свою. Это гордая душа. Он был горд еще семилетним мальчиком. Горд не именем, не богатством, но горд своей чистотой, своей
нравственной высотой, и он соблюдал ее. Он чист, как девушка.
Оно дает Полиции священные права Римской Ценсуры; оно предписывает ей не только устрашать злодейство, но и способствовать благонравию народа, питать в сердцах любовь к добру общему, чувство жалости к несчастному — сие первое движение
существ нравственных, слабых в уединении и сильных только взаимным между собою вспоможением; оно предписывает ей утверждать мир в семействах, основанный на добродетели супругов, на любви родительской и неограниченном повиновении детей [См.: «Зерцало Благочиния».] — ибо мир в семействах есть мир во граде, по словам древнего Философа.
Кузьма Петрович Мирошев
существо тихое, скромное, покорное, по преимуществу доброе и вполне верующее, с благодарностью принимающее от бога и радость, и печаль: человек божий, в том высоком
нравственном значении, в каком употреблялись эти слова в старину, но которыми теперь уже определяют у нас совсем другого рода человека.
Елена. Не говорите мне, не говорите мне о других женщинах! я не хочу их ни судить, ни брать с них примера. Я чувствую, чувствую всем моим
существом, что могу принадлежать только одному, иначе… иначе гадко, отвратительно! Мое
нравственное чувство возмущается при одной только мысли…
Факт налицо: отчего же и не поверить такому объяснению, тем более что оно усыпляет инстинктивное беспокойство [барышни на этот счет, снимает с нее
нравственную ответственность и льстит ее тщеславию,] поднимает Зиночку на степень
существа высшего, по праву могущего распоряжаться волею и личностью других людей!..
Но отнимите это сознание всякой ответственности, поставьте пред нами
существа беззащитные, безответные, состоящие в полном нашем распоряжении, — и заметка г. Аксакова о Куролесове вполне оправдается на каждом человеке, который долгою работою над самим собою не приобрел
нравственной независимости от внешних развращающих влияний.
Не только аналогия с другими
существами нарушалась бы непризнаванием одинаковости основных правил и пружин в
нравственной жизни каждого человека, — нарушалась бы и аналогия с его физической жизнью.
Да и по самому
существу своему литература не составляет понудительной силы, отнимающей физическую или
нравственную возможность поступать противозаконно.
В
нравственном отношении они стоят на очень низкой степени: они не в состоянии возвыситься до того, чтобы ощутить в себе самих требования долга и предаться им всем
существом своим; они должны непременно иметь на себе какую-нибудь узду, чтобы обуздывать себя.
Кажется, не того можно назвать человеком истинно
нравственным, кто только терпит над собою веления долга как какое-то тяжелое иго, как «
нравственные вериги», а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего
существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития, так, чтобы они не только сделались инстинктивно-необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение.
Музыка, трико, боязливое и почтительное любопытство толпы, бенгальский огонь, наконец, прилив воли и отваги во время представления в клетке и страшная
нравственная сила, которую он в это время чувствовал во всем своем
существе и особенно во взоре, заставлявшем льва робко пятиться в угол, все это заранее, еще при одевании, волновало его.
Не надо предполагать того, чтобы самый безнравственный человек не мог сделаться
нравственным, потому что всякий человек никогда не может перестать быть
нравственным, свободным
существом.
Правда,
нравственная воля называется у Канта «практическим разумом», для которого установляется свой особый канон, причем этот «разум» постулирует основные религиозные истины: бытие Бога, свободу воли и личное бессмертие, но каким бы именем мы ни называли веру, ее
существо от этого не изменится: ЕСИ произносит только она, постулаты же лишь постулируют, но сами по себе бессильны утверждать бытие Божие, это составляет, конечно, дело веры.
И в буддизме ничто есть 1) абсолютное основание мира, именно положительная причина полагающей мир иллюзии, 2) абсолютное
существо (хотя и ничто), которое лежит в основе феноменального мира, 3) абсолютная цель мира, к которой стремится мировой процесс и в котором он находит абсолютное искупление и 4) носитель и источник религиозно-нравственного миропорядка, который представляет единственно истинное и постоянное в иллюзии и лишь который делает иллюзорный мировой процесс действительным процессом спасения.
Какая в этом случае может быть мораль, на что нужна идея долга? Какое требуется обоснование
нравственных действий? Они — свободное и необходимое проявление самого
существа человека.
Прямо непонятно, как Ницше, так всегда настаивавший на аморальном
существе жизни, не хотел видеть, что одною из центральнейших проблем милой ему трагедии была как раз проблема «
нравственного миропорядка» — нелепейшая из всех проблем, какие когда-либо ставило себе упадочное человечество.
Если бы люди были нравственно более чуткими, то все направление своей
нравственной воли и своего духа они направили бы на избавление от адских мук каждого
существа, встреченного ими в жизни.
[Очень тонкие есть замечания в книге М. Шелера «Wesen und Formen der Sympatie».] Руководиться в своих
нравственных актах любовью к добру, а не к человеку, к живым
существам и значит практиковать этику, противоположную христианской, евангельской, быть фарисеем и законником.
Ужасом пола и энергией половой полярности поражено все
существо человека, его мышление и его чувства, его творчество и его
нравственное сознание не меньше, чем жизнь его организма.
Закон
нравственный, как и закон логический, совершенно обязателен для всякого живого
существа независимо от его индивидуальности и своеобразия.
И потому
нравственная воля человека никогда не может быть направлена на оттеснение какого-либо
существа в ад, на требование этого оттеснения как осуществления справедливости.
Я надеюсь, что вопрос этот будет заново изучен, хотя, признаюсь, я и не имел прямо утилитарной цели; меня как писателя интересовал самый процесс жалкой душевной борьбы в
существе, которое и без того с первых дней сознательной жизни обречено было на
нравственную гибель.
— Я всегда считал ее способной на все, это гордое, злое
существо, без сердца, без религии, без
нравственных правил — костил он везде княжну.
— Ужели я способен на подобную низость? — спрашивал он самого себя. — Ужели моя любовь, сотканная из поклонения и уважения, омытая слезами, удобренная отречением, могла вырасти в плотское чувство и сделаться причиной
нравственного падения для меня и для любимого мною
существа? Возможно ли, что, любя графиню Конкордию как неземное создание, я могу соблазниться ею, как женщиной?.. Конечно, нет!
Попробуйте сделать
нравственными подобные
существа.
В центре
нравственного миросозерцания Достоевского стоит признание абсолютного значения всякого человеческого
существа.
По внешнему виду Вера Степановна, как все женщины, обладающие хрупким, слабым организмом, не казалась особенно больной, а между тем Осип Федорович был прав —
нравственная ломка себя губительно отзывалась на ее здоровье, а громадная сила воли этого нежного
существа только отсрочивала развязку.
И нужно сказать, что то течение русской общественности, которое объединилось на московском частном совещании, было настроено патриотически и национально, на нем высказывались думы о спасении родины, а не того двусмысленного
существа, которое у нас именуется «революцией» и которое все более и более погружается в ложь и
нравственное растление.
Власть эта не может быть тою непосредственною властью физического преобладания сильного
существа над слабым, преобладания, основанного на приложении или угрозе приложения физической силы, — как власть Геркулеса; она не может быть тоже основана на преобладании
нравственной силы, как то, в простоте душевной, думают некоторые историки, говоря, что исторические деятели суть герои, т. е. люди, одаренные особенною силой души и ума и называемою гениальностью.
В этом очерке я буду говорить о предмете, который считают щекотливым, но речь моя будет так скромна и сдержанна, что не оскорбит ничем чувства людей
нравственных, к которым я пишу эти строки, прося их о внимании и о помощи
существам, требующим сострадания.