Неточные совпадения
— Каково: это идеал, венец свободы! Бабушка! Татьяна Марковна! Вы стоите на вершинах
развития, умственного,
нравственного и социального! Вы совсем готовый, выработанный
человек! И как это вам далось даром, когда мы хлопочем, хлопочем! Я кланялся вам раз, как женщине, кланяюсь опять и горжусь вами: вы велики!
А здесь: нервы и крепки, как у наших рабочих
людей, и развиты, впечатлительны, как у нас; приготовленность к веселью, здоровая, сильная жажда его, какой нет у нас, какая дается только могучим здоровьем и физическим трудом, в этих
людях соединяется со всею тонкостью ощущений, какая есть в нас; они имеют все наше
нравственное развитие вместе с физическим
развитием крепких наших рабочих
людей: понятно, что их веселье, что их наслаждение, их страсть — все живее и сильнее, шире и сладостнее, чем у нас.
Устанавливают три периода в идейном
развитии Белинского: 1)
нравственный идеализм, героизм; 2) гегелевское принятие разумности действительности; 3) восстание против действительности для ее радикального изменения во имя
человека.
Если б эти
люди умели рассуждать, если б они были в состоянии проникать в тайны человеческой природы, то они поняли бы, что одну из неизбежных принадлежностей этой природы составляет
развитие и повышение уровня
нравственных и материальных потребностей.
У молодого майора были некоторые качества, которые как будто бы симпатизировали с свойствами Степана Михайловича; но у старика, кроме здравого ума и светлого взгляда, было это
нравственное чутье
людей честных, прямых и правдивых, которое чувствует с первого знакомства с
человеком неизвестным кривду и неправду его, для других незаметную; которое слышит зло под благовидною наружностью и угадывает будущее его
развитие.
Да, впрочем, в таких ли мы условиях воспитывались, которые могли бы серьезно породить в нас подобное сознание, составляющее, так сказать, венец
нравственного и умственного
развития человека?
Рассмотрение этой темной стороны приводит его к заключению, что «нигде положение дел не представляло столь грустной и печальной картины, как в нашем отечестве» (стр. XXII), и что «Россия, невзирая на благотворное
развитие основных элементов своих, далеко не достигла той цели, к которой стремились все государства европейские и которая состоит в надежной безопасности извне и внутри, в деятельном
развитии нравственных, умственных и промышленных сил, в знании, искусстве, в смягчении дикой животной природы, одним словом — в том, что украшает и облагороживает
человека» (стр. XXV).
— Но почему? — изумился монах. — Разве радость сверхъестественное чувство? Разве она не должна быть нормальным состоянием
человека? Чем выше
человек по умственному и
нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Сократ, Диоген и Марк Аврелий испытывали радость, а не печаль. И апостол говорит: постоянно радуйтеся. Радуйся же и будь счастлив.
Вообще русские мало обращали внимания на
развитие материальных удобств жизни, а заботились более о
нравственном совершенстве, занимаясь учением веры, священной историей и житиями
людей, которые могли служить образцами благочестия.
Люди, входящие в подобную роль — неопытного, заносчивого школьника или престарелого, недальнего слуги, — обнаруживают, конечно, весьма низкую степень
развития нравственного и умственного.
Из этого сопоставления можно вывести заключение такого рода, на первый взгляд не лишённое своей основательности: если всё
развитие человека направлять только к тому, чтобы он был здоровым, то придётся взять за идеал ирокезов, которые, как говорят, не знают никаких болезней, — и отвергнуть всё значение великих
людей, прославившихся умственной и
нравственной деятельностью.
Несомненное влияние органического
развития на умственную и
нравственную деятельность
человека уже очень давно сделалось предметом исследования натуралистов.
Физиология непрерывным рядом Исследований и открытий последнего времени довольно ясно уже показала несомненную связь
нравственной жизни
человека с устройством и
развитием мозга, и очень жаль, что наша образованная публика доселе так мало интересуется результатами, добытыми с помощию естественных наук.
Трудно отказаться от отравы хашиша тому, кто раз допустил себя ею увлечься; еще труднее отказаться от [
нравственного яда] произвола [и господства], приносящего нам, хотя тоже призрачные, но [для
человека, стоящего еще на низших ступенях
развития,] весьма привлекательные удобства.
Какие же влияния могли благоприятствовать
развитию нравственных начал и здравых понятий в
людях, находившихся в положении Багрова и Куролесова?
Во что бы
человек ни играл, он играет только до тех пор, пока еще надеется на выигрыш; а надежда на выигрыш — это ведь и есть желание лучшего, стремление к удовлетворению своих потребностей, своего эгоизма в том виде, в каком он у каждого образовался, смотря по степени его умственного и
нравственного развития.
Есть, конечно, и всегда бывали
люди с крайне утилитарными взглядами, Петры Ивановичи Адуевы средней руки, черствые и сухие в своей quasi-философской практичности, —
люди, которых не прошибешь указанием на
нравственную красоту и высокую степень умственного
развития.
И напрасно думают, что
люди это и делают, когда они способствуют
развитию нравственных добродетелей других
людей и укреплению их в правой вере.
Чем выше, тем уже, теснее тот кружок
людей, с которыми возможно общение, и тем ниже по своему умственному и
нравственному развитию те несколько
людей, составляющих этот заколдованный круг, из которого нет выхода.