Неточные совпадения
Он много и умно говорил про «аффект» и «манию» и выводил, что по всем собранным данным подсудимый пред своим арестом за несколько еще дней находился в несомненном болезненном аффекте и если совершил
преступление, то хотя и сознавая его, но почти невольно, совсем не имея сил бороться с болезненным
нравственным влечением, им овладевшим.
Женщины реже попадают на каторгу не потому, что они
нравственнее мужчин, а потому, что по самому строю жизни и отчасти по свойствам своей организации в меньшей степени, чем мужчины, подвержены внешним влияниям и риску совершать тяжкие уголовные
преступления.
Наконец, пятые идут потому, что всё еще продолжают находиться под сильным
нравственным влиянием мужей; такие, быть может, сами принимали участие в
преступлении или пользовались плодами его и не попали под суд только случайно, по недостатку улик.
Решиться на такое
преступление может человек только при ложных убеждениях или вследствие каких-нибудь особенно неблагоприятных
нравственных влияний.
Это феномен; тут какой-нибудь недостаток сложения, какое-нибудь телесное и
нравственное уродство, еще неизвестное науке, а не просто
преступление.
Если можно и должно истязать и убивать и совершать всякого рода
преступления по воле тех, в руках кого находится власть, то нет и не может быть никакого
нравственного учения, а есть только право сильного.
— А что же, ваше превосходительство! с легкой бы руки! Заседание началось чтением доклада делегата от тульско-курско-ростовского клуба, по отделению
нравственной статистики, о том, чтобы в ведомость, утвержденную собиравшимся в Гааге конгрессом, о числе и роде
преступлений была прибавлена новая графа для включения в нее так называемых"жуликов"(jouliks).
Но все эти
преступления ничто в сравнении с тем
нравственным растлением материализма, которое они вносят в мир, особенно через женщин.
Другой род трагического — трагическое
нравственного столкновения — эстетика выводит из той же мысли, только взятой наоборот: в трагическом простой вины основанием трагической судьбы считают мнимую истину, что каждое бедствие, и особенно величайшее из бедствий — погибель, есть следствие
преступления; в трагическом
нравственного столкновения [основываются эстетики гегелевской школы на] мысли, что за
преступлением всегда следует наказание преступника или погибелью или мучениями его собственной совести.
Преступник и
преступление — это вечная ваша тревога, это грозный голос неизведанной бездны, это неумолимое осуждение всей вашей разумной и
нравственной жизни, и как бы плотно вы ни затыкали ватой уши, оно проходит, оно проходит!
Граф мечтал убить сразу двух зайцев, вполне уверенный, что это ему удастся. И я в описываемый вечер наблюдал погоню за этими зайцами. Погоня была глупа и смешна, как хорошая карикатура. Глядя на нее, можно было только смеяться или возмущаться пошлостью графа; но никто бы не мог подумать, что эта мальчишеская погоня кончится
нравственным падением одних, гибелью других и
преступлением третьих!
Обыкновенно «идея» романа, закрепленная этим эпиграфом, понимается так, как высказывает ее, например, биограф Толстого П. И. Бирюков: «Общая идея романа выражает мысль о непреложности высшего
нравственного закона,
преступление против которого неминуемо ведет к гибели, но судьей этого
преступления и преступника не может быть человек».
За это-то
преступление «высший
нравственный закон» карает Анну — смертью! В нынешнее время мы ко всему привыкли. Но если бы человеческий суд за такое
преступление приговорил женщину к смертной казни, то и наши отупевшие души содрогнулись бы от ужаса и негодования.
«
Преступление против высшего
нравственного закона неминуемо ведет к гибели»…
Поэтому и суд над
преступлениями обычно совершенно лишен
нравственного значения.
Древнее
нравственное суждение не считало возможным оставить
преступления без наказания, оно страшилось этого.
Нравственный пафос наказания за
преступление как налагания креста и страдания, ведущих к исправлению и очищению, есть ложный пафос, к которому всегда примешивается доля лицемерия и ханжества.
Сошлись мы вместе, сидели и молчали. Читали его предсмертное письмо. В нем Порфиров просил товарищей простить ему его страшное
преступление против общества: но он потерял веру в себя, в свои силы, в окружающих людей. Почувствовал
нравственный упадок и в доказательство сообщал, что прежде ограничивался черным хлебом, а в последнее время ему стало хотеться булок и кренделей.
Уверенность в безнаказанности для человека, лишенного
нравственного воспитания, порождает зачастую в его душе возмутительное спокойствие в отношении совершенного им
преступления.
Смерть Ульяны снова совершила в княгине Полторацкой
нравственный переворот. Она горько оплакивала свою бывшую соперницу и, исключительно для самобичевания за совершенные ею, по ее мнению,
преступления против мужа и его любовницы, взяла в дом Таню Берестову и стала воспитывать ее вместе со своею родной дочерью.
Ты увидишь, что после пронесшихся мгновений страсти твое
преступление оставит неизгладимый след в твоей душе и ты годами
нравственных страданий не искупишь их…
Доказано, что вино никогда не полезно, всегда вредно, доказано, что это яд, доказано, что 0,99
преступлений совершаются от пьянства, доказано, что в странах, где прекращено пьянство, как в Швеции, у нас в Финляндии, тотчас поднялась и нравственность и благосостояние и что все это можно сделать
нравственным влиянием.
Оправдания эти снимают
нравственную ответственность с людей, производящих события. Временные цели эти подобны щеткам, идущим для очищения пути по рельсам впереди поезда: они очищают путь
нравственной ответственности людей. Без этих оправданий не мог бы быть объяснен самый простой вопрос, представляющийся при рассмотрении каждого события: каким образом миллионы людей совершают совокупные
преступления, войны, убийства и т. д.?
Ведь стоит только освободиться от суеверия, оправдывающего насилия, для того, чтобы ужаснуться на все те
преступления, которые совершены и не переставая совершаются одними народами над другими, и еще более ужаснуться перед той
нравственной, происходящей от суеверия тупостью народов, при которой англичане, русские, немцы, французы, южно-американцы могут говорить ввиду ужасающих
преступлений, совершенных и совершаемых ими в Индии, Индо-Китае, Польше, Манчжурии, Алжире, — не только об угрожающих им опасностях насилий, но и о необходимости оградить себя от них.