Неточные совпадения
Насколько я врач искусный,
не мое дело
судить; но скажу,
не смиренствуя лукаво, что я врач милосердный и болеющий о своих больных; а любовь и боленье о
ближнем, Вы сами неоднократно преподавали, подсказывают многое человеку.
— Мы, бабушка, целый день всё об наследствах говорим. Он все рассказывает, как прежде, еще до дедушки было… даже Горюшкино, бабушка, помнит. Вот, говорит, кабы у тетеньки Варвары Михайловны детей
не было — нам бы Горюшкино-то принадлежало! И дети-то, говорит, бог знает от кого — ну, да
не нам других
судить! У
ближнего сучок в глазу видим, а у себя и бревна
не замечаем… так-то, брат!
Старайся
не запрятывать в темные углы постыдные воспоминания своих грехов, а, напротив, старайся держать их всегда наготове, чтобы, помня свои грехи,
судить о грехах
ближнего.
Судили, рядили обо всех окольных, про
ближних и дальних, старух и стариков, про женатых и холостых, про красных девушек и молодых молодушек: всем косточки перемыли, всем на калачи досталось, — известное дело, от пересудов, да напраслины, да сплеток ни пешком
не уйти, ни на коне
не уехать.
И потому
не суди,
не осуждай
ближнего.
Человек же должен
судить ближнего по делам его, а
не по догадкам своего уразумения, часто кривого, и сердца, нередко ненавистного.
У Луки, гл. VI, с 37 по 49, слова эти сказаны тотчас после учения о непротивлении злу и о воздаянии добром за зло. Тотчас после слов: «будьте милосерды, как отец ваш на небе», сказано: «
не судите, и
не будете судимы,
не осуждайте, и
не будете осуждены».
Не значит ли это, кроме осуждения
ближнего, и то, чтобы
не учреждать судов и
не судить в них
ближних? спросил я себя теперь. И стоило мне только поставить себе этот вопрос, чтобы и сердце и здравый смысл тотчас же ответили мне утвердительно.
И так как слова эти принято понимать только как осуждение на словах
ближнего, то является затруднение: как
не осуждать? Зло нельзя
не осуждать. И потому все толкования вертятся на том, что можно и что нельзя осуждать. Говорится о том, что для служителей церкви это нельзя понимать как запрещение
судить, что сами апостолы
судили (Златоуст и Феофилакт). Говорится о том, что, вероятно, этим словом Христос указывает на иудеев, которые обвиняли
ближних в малых грехах, а сами делали большие.
Ведь
не могут же русские люди нашего времени — я думаю, что
не ошибаясь скажу, чующие уже, хотя и в неясном виде, сущность истинного учения Христа, — серьезно верить в то, что призвание человека в этом мире состоит в том, чтобы данный ему короткий промежуток времени между рождением и смертью употребить на то, чтобы говорить речи в палатах или собраниях товарищей социалистов или в судах,
судить своих
ближних, ловить, запирать, убивать их, или кидать в них бомбы, или отбирать у них земли, или заботиться о том, чтобы Финляндия, Индия, Польша, Корея были бы присоединены к тому, что называется Россией, Англией, Пруссией, Японией, или о том, чтобы освободить насилием эти земли и быть для того готовым к массовым убийствам друг друга.
Всё несомненно подтверждало мое убеждение, что слова —
не судите и
не осуждайте — значат
не судите в судах; но толкование о том, что будто это значит:
не злословьте
ближнего, до такой степени общепринято и до такой степени смело и самоуверенно суды процветают во всех христианских государствах, опираясь даже на церковь, что я долго сомневался в справедливости моего понимания.
Но почему слова эти, противно всему учению Христа, понимаются так узко, что в запрещении
судить не входит запрещение судов, почему предполагается, что Христос, запрещая осуждение
ближнего, невольно сорвавшееся с языка, как дурное дело, такое же осуждение, совершаемое сознательно и связанное с причинением насилия над осужденным,
не считает дурным делом и
не запрещает, — на это нет ответа; и ни малейшего намека о том, чтобы можно было под осуждением разуметь и то осуждение, которое происходит на судах и от которого страдают миллионы.