Неточные совпадения
Ему казалось, что при нормальном
развитии богатства в государстве все эти явления наступают, только когда на земледелие положен уже значительный труд, когда оно стало в правильные, по крайней мере, в определенные условия; что богатство страны должно расти равномерно и в особенности так, чтобы другие отрасли богатства не опережали земледелия; что сообразно с известным состоянием земледелия должны быть соответствующие ему и пути сообщения, и что при нашем неправильном пользовании землей железные дороги, вызванные не экономическою, но политическою
необходимостью, были преждевременны и, вместо содействия земледелию, которого ожидали от них, опередив земледелие и вызвав
развитие промышленности и кредита, остановили его, и что потому, так же как одностороннее и преждевременное
развитие органа в животном помешало бы его общему
развитию, так для общего
развития богатства в России кредит, пути сообщения, усиление фабричной деятельности, несомненно необходимые в Европе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной вопрос устройства земледелия.
Капитализм осужден не только потому, что в нем есть моральное зло эксплуатации, но также и потому, что капиталистическая экономика перестала быть продуктивной, мешает дальнейшему
развитию производственных сил и исторической
необходимостью обречена на смерть.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой,
развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и
необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Отвлеченные социальные и политические учения всегда грешат рационализмом и верят в добрые плоды внешнего насилия под низким уровнем
развития человеческой массы и порожденной этим уровнем
необходимостью.
Справедливость не есть мое призвание, работать — не долг, а
необходимость, для меня семья совсем не пожизненные колодки, а среда для моей жизни, для моего
развития.
В мировом и историческом процессе нет
необходимости прогресса, закономерного
развития.
То, что называется «
развитием», представлялось мне охлаждением, оно стояло уже под знаком
необходимости, а не свободы.
Метафизическое же
развитие германского идеализма после Канта у Фихте, Шеллинга, Гегеля при всем обнаружившемся тут гении шло в ложном направлении, в направлении монизма, устранении вещи в себе, окончательной замене трансцендентности Божества становящимся в мировом процессе Божеством, эволюцией, утере свободы, в
необходимости торжествующего мирового Логоса.
Но эта самая гадость и пошлость, представленная следствием неразвитости натуры, указывает нам
необходимость правильного, свободного
развития и восстановляет пред нами достоинство человеческой природы, убеждая нас, что низости и преступления не лежат в природе человека и не могут быть уделом естественного
развития.
Он писал циркуляры о
необходимости заведения фабрик, о возможности, при добром желании, населить и оплодотворить пустыни, о пользе
развития путей сообщения, промыслов, судоходства, торговли, и изъявлял надежду, что земледелие, споспешествуемое, с одной стороны, садоводством, а с другой, разведением улучшенных пород скота, принесет желаемые плоды и, таким образом, оправдает возлагаемые на него надежды.
Чтоб объяснить все эти последние поступки барона, я, по
необходимости, должен буду спуститься в самый глубокий тайник его задушевнейших мыслей: барон вышел из школы и поступил на службу в период самого сильного
развития у нас бюрократизма.
Все эти факты убеждают нас, что тогдашним административным и правительственным деятелям действительно чуждо было, по выражению г. Устрялова («Введение», стр. XXVIII), «то, чем европейские народы справедливо гордятся пред обитателями других частей света, — внутреннее стремление к лучшему, совершеннейшему, самобытное
развитие своих сил умственных и промышленных, ясное сознание
необходимости образования народного».
Правда, что большая часть произведений искусства дает право прибавить: «ужасное, постигающее человека, более или менее неизбежно»; но, во-первых, сомнительно, до какой степени справедливо поступает искусство, представляя это ужасное почти всегда неизбежным, когда в самой действительности оно бывает большею частию вовсе не неизбежно, а чисто случайно; во-вторых, кажется, что очень часто только по привычке доискиваться во всяком великом произведении искусства «необходимого сцепления обстоятельств», «необходимого
развития действия из сущности самого действия» мы находим, с грехом пополам, «
необходимость в ходе событий» и там, где ее вовсе нет, например, в большей части трагедий Шекспира.
Всякая восходящая сфера имеет притязание на исключительное господство и безусловное значение; вера в него — главнейшее условие успеха, но дальнейшее
развитие во времени необходимо переходит мнимо безусловную сферу, и эта
необходимость перехода гораздо с большей справедливостью может казаться безусловной.
В науке истина, облеченная не в вещественное тело, а в логический организм, живая архитектоникой диалектического
развития, а не эпопеей временного бытия; в ней закон — мысль исторгнутая, спасенная от бурь существования, от возмущений внешних и случайных; в ней раздается симфония сфер небесных, и каждый звук ее имеет в себе вечность, потому что в нем была
необходимость, потому что случайный стон временного не достигает так высоко.
Зная это, всякий, кому может попасться в руки книга г. Жеребцова, думает, конечно, и о реформе Петра как о явлении совершенно законном и естественном, вызванном исторической
необходимостью, обусловленном самим предшествующим
развитием древней Руси.
Медицина может самым настойчивым образом указывать человеку на
необходимость всестороннего физического
развития, — все ее требования будут по отношению к взрослым людям разбиваться об условия жизни, как они разбиваются и теперь по отношению к интеллигенции.
Нечестиво и нелепо говорить о «трагедии в Боге», которая логикой своего
развития, как бы неким «божественным фатумом», с
необходимостью приводит к мировому процессу.
Все это как будто творится в каком-то совсем другом мире — не в том, в котором Достоевский. В его же мире, если нет человеку бессмертия, то есть только взаимная ненависть, злоба, одиночество и мрак. «Самоубийство, — говорит Достоевский, — при потере идеи о бессмертии становится совершенно и неизбежно даже
необходимостью для всякого человека, чуть-чуть поднявшегося в своем
развитии над скотами» (так и сказано!).
Истинная жизнь есть творчество, а не
развитие, есть свобода творческих актов, т. е. творческий огонь, а не
необходимость и тяжесть охлаждающегося разворачивания и усовершенствования.
Все это я говорю затем, чтобы показать
необходимость объективнее относиться к тогдашней жизни. С 60-х годов выработался один как бы обязательный тон, когда говорят о николаевском времени, об эпохе крепостного права. Но ведь если так прямолинейно освещать минувшие периоды культурного
развития, то всю греко-римскую цивилизацию надо похерить потому только, что она держалась за рабство.
Сергей Андреевич, наклонившись над стаканом и помешивая ложечкой чай, угрюмо и недоброжелательно слушал Даева. То, что он говорил, не было для Сергея Андреевича новостью: и раньше он уже не раз слышал от Даева подобные взгляды и по журнальной полемике был знаком с этим недавно народившимся у нас доктринерским учением, приветствующим
развитие в России капитализма и на место живой, деятельной личности кладущим в основу истории слепую экономическую
необходимость.
Социализм будет результатом экономической
необходимости, необходимого
развития.
И они не определяются экономикой, не зависят от
необходимости капиталистического
развития, они сами своей революционной активностью определяют, как хотят, экономику.
Учение о творческом
развитии предполагает свободу как основу
необходимости и личность как основу всякого бытия.
Марксистское учение о социальном
развитии такое же консервативное, нетворческое, такое же покорное
необходимости, как и дарвинистическое учение о биологическом
развитии.
В состоянии пассивности перед
необходимостью можно познать лишь эволюцию в мире; в состоянии активном и прорывающемся к свободе можно познать творческое
развитие в мире.
Если же и самый человек, действие которого мы рассматриваем, стоит на самой низкой степени
развития ума, как ребенок, сумасшедший, дурачек, то мы, зная причины действия и несложность характера и ума, уже видим столь большую долю
необходимости и столь малую свободы, что как скоро нам известна причина, долженствующая произвести действие, мы можем предсказать поступок.