Неточные совпадения
— А вот через Афанасия Ивановича Вахрушина, об котором, почитаю, неоднократно изволили слышать-с, по просьбе вашей мамаши, чрез нашу контору вам перевод-с, —
начал артельщик, прямо обращаясь к Раскольникову. — В случае если уже вы состоите в понятии-с — тридцать пять рублей вам вручить-с, так как Семен Семенович от Афанасия Ивановича, по просьбе вашей мамаши, по прежнему манеру о том уведомление получили. Изволите знать-с?
Сомнения! — разве совместима речь о сомнениях
с мыслью о вечно ликующих детях? Сомнения — ведь это отрава человеческого существования. Благодаря им человек впервые получает
понятие о несправедливостях и тяготах жизни;
с их вторжением он
начинает сравнивать, анализировать не только свои собственные действия, но и поступки других. И горе, глубокое, неизбывное горе западает в его душу; за горем следует ропот, а отсюда только один шаг до озлобления…
Беспрестанно я ожидал, что дедушка
начнет умирать, а как смерть, по моему
понятию и убеждению, соединялась
с мучительной болью и страданьем, то я все вслушивался, не
начнет ли дедушка плакать и стонать.
Разумеется, он
начал с того, что отказывался от жалованья, говоря, что готов послужить земле безвозмездно, что честь, которую ему делают…
понятие о долге… наконец, обязанность…
Сироткин же часто был дружен
с Газиным, тем самым, по поводу которого я
начал эту главу, упомянув, что он пьяный ввалился в кухню и что это спутало мои первоначальные
понятия об острожной жизни.
То, что беспрестанно случается в жизни
с большею частью молодых женщин, то же происходило и
с Софьей Николавной: сознание в неравенстве
с собою, сознание в некоторой ограниченности чувств и
понятий своего мужа нисколько не мешало ей пламенно и страстно к нему привязываться — и уже
начинала мелькать у нее неясная мысль, что он не так ее любит, как может любить, потому что не безгранично предан он любви своей, потому что не ею одною он занят, потому что любит и пруд, и остров, и степь, населенную куликами, и воду
с противной ей рыбою.
— Эх, Григорий Михайлыч, Григорий Михайлыч, —
начал он
с коротким вздохом, не до того нам теперь, не до тонкостей и препираний. Вы вот, сколько я мог заметить, довольно равнодушны к родной словесности и потому, быть может, не имеете
понятия о Ваське Буслаеве?
— Прежде еще было кое-что, —
начала она, — но и то потом оказалось очень нетвердым и непрочным: я тут столько понесла горьких разочарований; несколько из моих собственных подруг, которых я считала за женщин
с совершенно честными
понятиями, вдруг, выходя замуж, делались такими негодяйками, что даже взяточничество супругов своих
начинали оправдывать. Господа кавалеры — тоже, улыбнись им хоть немного начальство или просто богатый человек, сейчас же продавали себя
с руками и ногами.
— Очень просто-с! —
начал он, придумав, наконец, объяснение. — В каждом человеке такая пропасть
понятий рациональных и предрассудочных, что он иногда и сам не разберет в себе, которое в нем
понятие предрассудочное и которое настоящее, и вот ради чего я и желал бы слышать ваше мнение, что так называемая верность брачная —
понятие предрассудочное, или настоящее, рациональное?
Не мудрено поэтому, что он
с самого
начала раскрытия своего сознания стал уже получать не слишком выгодное
понятие о существовавшем тогда порядке вещей.
Что касается позднейших превращений этого основного воззрения под влиянием
понятий о мире, доставленных наукою, эти видоизменения мы считаем лишним исчислять и еще менее находим нужды подвергать их особенной критике, потому что все они, подобно
понятию новейших эстетиков о трагическом, представляясь следствием стремления согласить непримиримое — фантастические представления полудикого и научные
понятия, — страждут такою же несостоятельностью, как и
понятие новейших эстетиков о трагическом: различие только то, что натянутость соединения противоположных
начал в предшествующих попытках сближения была очевиднее, нежели в
понятии о трагическом, которое составлено
с чрезвычайным диалектическим глубокомыслием.
Однако не все покорилось романтизму: умы положительные, умы, сосавшие все соки свои из великих произведений Греции и Рима, прямые наследники литературы Лудовика XIV, Вольтера и Энциклопедии, участники революции и императорских войн, односторонние и упрямые в своих
началах,
с презрением смотрели на юное поколение, отрицающее их в пользу
понятий, ими казненных, как полагали, навеки.
Начать знание надобно
с того, чтоб забыть все эти сбивчивые, неверные
понятия; они вводят в обман: известным полагается именно то, что неизвестно; надобно смерти и уничтожению предоставить мертвых, отказаться от всех неподвижных привидений.
Пан полковник, вопреки
понятий своих о политике, заимствованной им в Петербурге, по причине тучности своей, тотчас уселся на особо приготовленное для него
с мягкими подушками высокое кресло и
начал предлагать дамскому полу также сесть, но они никак не поступали на это, а только молча откланивались.
В то самое время, как «Морской сборник» поднял вопрос о воспитании и Пирогов произнес великие слова: «Нужно воспитать человека!», — в то время, как университеты настежь распахнули двери свои для жаждущих истины, в то время, как умственное движение в литературе, преследуя титаническую работу человеческой мысли в Европе, содействовало развитию здравых
понятий и разрешению общественных вопросов: — в это самое время сеть железных дорог готовилась уже покрыть Россию во всех направлениях и
начать новую эру в истории ее путей сообщения; свободная торговля получила могущественное развитие
с понижением тарифа; потянулась к нам вереница купеческих кораблей и обозов; встрепенулись и зашумели наши фабрики; пришли в обращение капиталы; тучные нивы и благословенная почва нашей родины нашли лучший сбыт своим богатым произведениям.
Чтобы подействовать на их зрелую апатию, в самом деле надо было опять
начинать с элементарных
понятий и входить во все мелочи, так как нельзя было положиться на них в том, что они умеют понимать эти мелочи как следует.
К счастию, положения г. Жеребцова совершенно ложны,
с начала до конца, и едва ли могут ввести в заблуждение читателя, имеющего хоть какое-нибудь
понятие о естественном ходе истории.
Как чувство темное, бессознательное, он является вместе
с первым развитием
понятий в ребенке, тотчас, как только он
начинает отличать самого себя от внешних предметов.
Во всяком случае, то, что творится в нём, не есть
начало увлечения женщиной, это протест ума, оскорблённого столкновением, из которого он не вышел победителем, хотя его противник детски слаб. Нужно говорить
с этой девушкой образами. Его обязанность — уничтожить её дикие
понятия, разрушить все эти грубые и глупые фантазии, впитанные её мозгом. Нужно обнажить её ум от заблуждений, очистить, опустошить её душу, тогда она будет способна и вместить в себя истину.
С одной стороны, новое учение должно было проникать постепенно в сознание народа, и о внушении его должны были стараться те лица, в руках которых находилась власть над народом;
с другой стороны, языческие
понятия и предания были слишком сильно вкоренены во всех проявлениях народного быта и оказывали сильное противодействие новым
началам.
Бывает время, когда народный дух ослабевает, подавляемый силою [победившего класса], естественные влечения замирают на время и место их заступают искусственно возбужденные, насильно навязанные
понятия и взгляды в пользу победивших; тогда и литература не может выдержать: и она
начинает воспевать нелепые и беззаконные затеи [класса] победителей, и она восхищается тем, от чего
с презрением отвернулась бы в другое время.
Я
начал с «Путешествия Младшего Костиса» и, развернув книгу, прочел на странице 169-й: «Человек зрит мыслию силы, действия, следствия и произведения: в сем заключается основание всех его
понятий.
Вдовушка
с удовольствием замечала впечатление, которое она производила; но что-то ее
начинало тревожить и пугать в обращении графа, несмотря на то, что молодой гусар был вместе
с заискивающею любезностью почтителен, по теперешним
понятиям, до приторности.
Начиная с первой встречи
с Лизой, когда она шла к обедне, он во всем романе робко склоняется пред незыблемостью ее
понятий и ни разу не смеет приступить к ней
с холодными разуверениями.
Решимся выговорить слово правды: целые поколения жили и прожили [у нас], не сделав ничего путного и показав только, что они негодны к настоящему делу, потому именно, что в их
понятиях и привычках всегда бродила закваска крепостных воззрений и вся жизнь их слагалась,
с самого
начала, под влиянием крепостного устройства.
[До последнего времени нельзя было
с достаточною прямотою восставать против этих
понятий, потому что основание их, — ] крепостное
начало, — было узаконено и принято государством.
Немногие, самые храбрейшие, кое-как успевают еще собрать все свои силы и косноязычно выразить что-то, дающее смутное
понятие о их мыслях; но вздумай кто-нибудь схватиться за их желания, сказать: «Вы хотите того-то и того-то; мы очень рады;
начинайте же действовать, а мы вас поддержим», — при такой реплике одна половина храбрейших героев падает в обморок, другие
начинают очень грубо упрекать вас за то, что вы поставили их в неловкое положение,
начинают говорить, что они не ожидали от вас таких предложений, что они совершенно теряют голову, не могут ничего сообразить, потому что «как же можно так скоро», и «притом же они — честные люди», и не только честные, но очень смирные, и не хотят подвергать вас неприятностям, и что вообще разве можно в самом деле хлопотать обо всем, о чем говорится от нечего делать, и что лучше всего — ни за что не приниматься, потому что все соединено
с хлопотами и неудобствами, и хорошего ничего пока не может быть, потому что, как уже сказано, они «никак не ждали и не ожидали», и проч.
Кто
начал читать русские журналы только
с нынешнего года и не имеет
понятия о том, что было у нас два года тому назад, тот потерял несколько прекраснейших минут жизни.
Понятие о долге во всей его чистоте не только несравненно проще, яснее, понятнее для каждого человека на практике и естественнее, чем побуждение, ведущее свое
начало от счастья или связанное и считающееся
с ним (и всегда требующее немало искусственности и тонких соображений), но и перед судом обыкновенного здравого смысла оно гораздо могущественнее, настойчивее и более обещает успеха, чем все побуждения, исходящие из своекорыстия, если только
понятие о долге усвоено здравым смыслом, совершенно независимо от своекорыстных побуждений.
Хотя он характеризует трансцендентное абсолютное
с помощью каббалистического
понятия Эн-соф (мы знаем, как проблематично это
понятие, которое, однако, применяется Соловьевым без всякого пояснения), т. е. в терминах отрицательного богословия, но затем, неправомерно и без всяких объяснений приравнивая его к первой ипостаси, он дедуцирует рационально его отношение к миру, а следовательно, и их взаимное определение [См. «Философские
начала цельного знания» (Собр. соч., т. I, особенно стр.320–321, 347) и «Чтения о богочеловечестве» (т. III, 82 cл.).].
Т. 1.
С. 140).], и, чтобы не подвергнуться очистительной и убийственной карме [Карма — букв.: «деяние», «поступок» — одно из главных
понятий индийской философии, обозначающее в самом широком смысле совокупность всех человеческих поступков и их последствия в его последующих существованиях.] дальнейшего диалектического процесса, на который обречено отвлеченное от всякого содержания или окачествования бытие у Гегеля, надо
с самого же
начала спасти его от превращения в ничто определенным что.
Видимо, это дело было близко сердцу капитана. Он объяснил молодым людям подробный план занятий,
начиная с обучения грамоте, арифметике и кончая разными объяснительными чтениями, приноровленными к
понятиям слушателей, вполне уверенный, что господа гардемарины охотно поделятся своими знаниями и будут усердными учителями.
Я понял, что мысли мои не стоят гроша медного и что до встречи
с Кисочкой я еще не
начинал мыслить и даже
понятия не имел о том, что значит серьезная мысль; теперь, настрадавшись, я понял, что у меня не было ни убеждений, ни определенного нравственного кодекса, ни сердца, ни рассудка; всё умственное и нравственное богатство мое состояло из специальных знаний, обрывков, ненужных воспоминаний, чужих мыслей — и только, а психические движения мои были несложны, просты и азбучны, как у якута…
— По крайней мере, я был бы осторожнее при выборе… Твой брак
с самого
начала носил в себе зародыш несчастья: женщина чуждого происхождения, чуждой религии, дикая, капризная, бешеная польская натура, без характера, без
понятий о том, что мы называем долгом и нравственностью — и ты, со своими стойкими
понятиями о чести, — мог ли ты иначе кончить подобный союз?.. А между тем, мне кажется, что ты, несмотря ни на что, продолжал любить ее до самого разрыва.
Станислава
начала с того, что, презирая и здесь принятые приличия, постаралась поставить свой дом на соответствующую ее вкусам ногу и стала самым безумным образом проматывать свое небольшое приданое. Напрасно просил и уговаривал муж — она ничего не хотела слышать. Долг, общественное мнение, предметы, священные в его глазах, в ней возбудили только насмешки. Его странные, по ее мнению,
понятия о чести и приличии заставляли ее только пожимать плечами.
— Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [ — Ежели вы смотрите на дело
с этой точки зрения,] —
начал он,
с очевидным затруднением выговаривая по-французски и говоря еще медленнее, чем по-русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l’honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l’honneur, есть или: отрицательное
понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.