Неточные совпадения
Способный от природы мальчик в три года прошел латынскую грамматику и синтаксис и
начал было разбирать Корнелия Непота, но отец решил, что довольно и того, что он знал, что уж и эти
познания дают ему огромное преимущество над старым поколением и что, наконец, дальнейшие занятия могут, пожалуй, повредить службе в присутственных местах.
В человеке есть активное, творческое
начало, с которым связано
познание.
— Напротив, я ничего не имею против Бога. Конечно, Бог есть только гипотеза… но… я признаю, что он нужен, для порядка… для мирового порядка и так далее… и если б его не было, то надо бы его выдумать, — прибавил Коля,
начиная краснеть. Ему вдруг вообразилось, что Алеша сейчас подумает, что он хочет выставить свои
познания и показать, какой он «большой». «А я вовсе не хочу выставлять пред ним мои
познания», — с негодованием подумал Коля. И ему вдруг стало ужасно досадно.
Уже греки видели в
познании самого себя
начало философии.
В конце XIX и
начале XX века считали огромным достижением в
познании человека, в понимании писателей и разгадки написанных ими книг, когда открыли, что человек может скрывать себя в своей мысли и писать обратное тому, что он в действительности есть.
Впоследствии и эта минута часто вставала в моей душе, особенно в часы усталости, как первообраз глубокого, но живого покоя… Природа ласково манила ребенка в
начале его жизни своей нескончаемой, непонятной тайной, как будто обещая где-то в бесконечности глубину
познания и блаженство разгадки…
Так, в теории
познания эмпиризм, рационализм и мистицизм являются отвлеченными
началами, которые ложны в своем исключительном самоутверждении, но заключают в себе частичные истины, которые войдут в целостное
познание свободной теософии.
Гносеологический гамлетизм с самого
начала предполагает
познание отсеченным от цельной жизни духа, субъект оторванным от объекта и ему противоположным, мышление выделенным из бытия и где-то вне его помещенным.
Логос не есть отвлеченное рациональное
начало, Логос — органичен, в нем процесс
познания есть функция живого целого, в нем мышление есть само бытие.
Критическая гносеология
начала проверять компетенцию
познания и пришла к тому заключению, что
познание не компетентно связать познающего с объектом
познания, с бытием.
Если понимать принцип критицизма формально, как исследование природы
познания, то критическая философия
начала свое существование задолго до Канта: критикой
познания занималась еще греческая философия и всякая настоящая философия непременно критическая.
Древо
познания начинает увядать и покрывается паразитами.
Но, предложив вам пути к
познаниям, с тех пор, как
начали разума своего ощущати силы, сами шествуете к отверстой вам стезе.
Тебеньков тем опасен, что он знает (или, по крайней мере, убежден, что знает), в чем суть либеральных русских идей, и потому, если он раз решится покинуть гостеприимные сени либерализма, то, сильный своими
познаниями по этой части, он на все резоны будет уже отвечать одно: «Нет, господа! меня-то вы не надуете! я сам был „оным“! я знаю!» И тогда вы не только ничего с ним не поделаете, а, напротив того, дождетесь, пожалуй, того, что он, просто из одного усердия,
начнет открывать либерализм даже там, где есть лишь невинность.
Мало-помалу, привыкая думать, что эти пришлецы созданы так же, как и мы, по образу и по подобию божию, мы постепенно доходим до того, что
начинаем перенимать не только их
познания, но даже и обычаи; и тогда наступает для нас вторая эпоха.
Он не любит стеснений, принуждений; он имеет некоторые капризы:
начнете наполнять его
познаниями, он будто принимает их и сохраняет, но разом выкинет все переданное ему так, что и с свечою и лоскутков не найдешь.
И «щур», увлекшись, поднялся, зашагал около стен и, размахивая руками,
начал выкладывать передо мною свои
познания по хирургической патологии… Омертвение костей черепа, воспаление мозга, смерть и другие ужасы так и сыпались из его рта с бесконечными объяснениями макроскопических и микроскопических процессов, сопровождающих эту туманную и неинтересную для меня terram incognitam [неизвестную землю, область (лат.).].
Только когда мы совсем забудем то, чему учились, мы
начинаем истинно познавать. Я ни на волос не приближусь к
познанию предмета до тех пор, пока буду смотреть на предмет так, как научили меня смотреть. Чтобы познать предмет, я должен подойти к нему, как к чему-то совершенно неизвестному.
Так, напр., Вл. Соловьев в своей первой теории
познания, развитой в «Критике отвлеченных
начал» [См.: Соловьев В. С. Соч.
Положительная же ориентация христианства в вопросах общественности исчерпывается
началами этики, между тем одна только этика отнюдь не выражает собой религиозного понимания вопроса (как геометрия, имеющая дело только с формою, не удовлетворяет потребности в целостном
познании тела).
Разъединенные между собой, «отвлеченные»
начала истины, добра и красоты, как и соответствующие им стороны творческого сознания:
познание, искусство, подвиг воли, обречены на трагическую неутоленность.
С тех пор как человек восхотел жизненно ощутить антиномии творения и вкусил от древа
познания добра и зла, это зло стало для него, хотя и временно, как бы вторым космическим
началом, некоторой мойрой, тяжело придавившей и искалечившей жизнь.
Познание Божества для человека, так же как и для чинов ангельских и для всякой твари, возможно лишь путем снисхождения Божества и ответного восхождения твари, только через сопричастие (ταΐς μετοχαΐς μύνον), «само же Оно, насколько Оно есть в себе, по своему собственному
началу и свойству выше ума, сущности и знания» (de d. п., II, 4, с.
Он
начинал чувствовать, что его бытие со всею красотою и ограничением покоится на скрытой подпочве страдания и
познания, что его аполлоновское отношение к жизни, подобно покрывалу, только скрывает от него ясно им чуемую дионисову истину жизни.
Так, я помню, что вскоре же после
начала моих занятий с Альтанским, когда он поправлял мои
познания в географии, я впал в задумчивость оттого, что никак не мог себе представить: как привести в соотношение с действительным временем часы в кармане путешественника, если этот путешественник поедет вокруг света по дороге, которую проложить прямо вдоль по равноденственной линии? Как: тогда сколько ни уходи время, а всё должен быть полдень… всё двенадцать часов…
Еще греки поняли, что человек может
начать философствовать только с
познания самого себя.
Познание же, с этим связанное, есть раскрытие премудрого
начала в человеке, переход к высшему сознанию и высшей стадии бытия.
Человек потерял силу познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя
начал познавать
познание.
Рай в
начале есть первоначальная цельность, не знающая отравы сознания, отравы различения и
познания добра и зла.
И в отпадении от райской гармонии, от единства с Богом человек
начал различать и оценивать, вкусил от древа
познания добра и зла, стал по сю сторону добра и зла.
Есть
познание, которое не есть
познание объектов через понятия на основе универсальных
начал, которое есть проникновение в существование, в конкретную действительность, которое есть соучастие в бытии, просветление жизни.
Чтобы хотя несколько удовлетворительно отвечать на вопрос, сделанный нам в
начале главы, скажем о Фрице, что, несмотря на простоту его наружности и жеманство его движений, он был лукав, как дух, прельстивший нашу прабабушку в раю [Имеется в виду библейское предание о злом духе, давшем вкусить первой женщине Еве яблоко с древа
познания добра и зла.].
И в
познании есть
начало мужской активности и женской пассивности.
Настоящее просвещение научило бы нас тому, чему не научает полупросвещение, —
познанию объективных
начал общественности.
С самого с
начала я, разумеется, прежде всего сел с свичечкой да добре просмаковал «Чин во явление истины», ибо, як вам уже известно, я питал огромное доверие к практицизму архиерея и непобедимейшей дерзости Вековечкина, да к тому же я не имел и иного источника для юридического
познания, як сей «Чин».
Во-первых, по городу пронесся слух о его простоте и
познаниях и возбудил к нему общую симпатию, а во-вторых, больная старуха, которой он не помешал умереть через неделю после
начала их знакомства, кончаясь, наказала отдать Пуговкину с сиротами ее старенький домик, давно без всякой пользы стоявший на Гремяке.