Неточные совпадения
Такая мечта о человеке и человечестве, отвлеченных от всего
национального, есть жажда угашения
целого мира ценностей и богатств.
В Москве есть особая varietas [разновидность (лат.).] рода человеческого; мы говорим о тех полубогатых дворянских домах, которых обитатели совершенно сошли со сцены и скромно проживают
целыми поколениями по разным переулкам; однообразный порядок и какое-то затаенное озлобление против всего нового составляет главный характер обитателей этих домов, глубоко стоящих на дворе, с покривившимися колоннами и нечистыми сенями; они воображают себя представителями нашего
национального быта, потому что им «квас нужен, как воздух», потому что они в санях ездят, как в карете, берут за собой двух лакеев и
целый год живут на запасах, привозимых из Пензы и Симбирска.
Бедная Радугина в простоте души своей была уверена, что высочайшая степень просвещения, до которой Россия могла достигнуть, состояла в совершенном отсутствии оригинальности, собственного характера и
национальной физиономии; одним словом: заслужить название обезьян Европы — была, по мнению ее, одна возможная и достижимая
цель для нас, несчастных северных варваров.
Но главная ложь, порожденная национализмом, в том, что когда говорят о «
национальном» идеале, о благе «
национального»
целого, о «
национальном» единстве, о «
национальном» призвании и пр., то всегда связывают «
национальное» с привилегированным, господствующим меньшинством, обыкновенно с классами, обладающими собственностью.
Стало быть, и мои итоги не могли выйти вполне объективными, когда я оставлял Дерпт. Но я был поставлен в условия большей умственной и, так сказать, бытовой свободы. Я приехал уже студентом третьего курса, с серьезной, определенной
целью, без всякого
национального или сословного задора, чтобы воспользоваться как можно лучше тем «академическим» (то есть учебно-ученым) режимом, который выгодно отличал тогда Дерпт от всех университетов в России.
И в таком селении все было неизмеримо культурнее, чем у нас, в России. Поражала зажиточность крестьян, общая грамотность, живое чувство своего
национального достоинства. Когда показалась процессия к дому, где родился Гус, мы любовались
целой кавалькадой молодых парней и шествием девушек в белом — и все это были крестьяне и крестьянки.
Высшее
национальное сознание должно хранить сотворенные ценности и творить новые ценности народа как великого исторического
целого; оно связывает далекое прошлое с далеким будущим.
Большое значение московского частного совещания общественных деятелей, собравшихся 8-10 августа, нужно видеть в том, что оно было собрано исключительно по патриотическому порыву и преследовало
цели национального единения.
В России сейчас образовалось три течения: одно хочет безусловно, без торга и без расчета спасать родину, в которой видит вечную ценность, и требует дисциплины в армии в
целях патриотических и
национальных; другое хочет спасать родину условно, и расчетливо договаривается о том, чтобы родина была подчинена «революции» и «демократии», требует исключительно «революционной» дисциплины; третье безусловно предает родину и требует истребления ее во имя всемирной революции.
В сущности, буржуазная революция означает
национальную, всенародную революцию, момент в исторической судьбе
целого народа, в его освобождении и развитии.
Это был морализм подполья и отщепенства, для которого не существует великой тайны
целого национального и мирового, не существует круговой поруки и ответственности.
Лишь крайний рационализм может признать в этом насилие над народом, эксплуатацию народа.
Национальное сознание постигает место России в мире и ее великое призвание, для него существует прежде всего
целое, а не части, для него не безразлично величие и сила России. Народническое сознание — прежде всего провинциальное и частное и в этих чертах своих сознание мещанское.
Самый революционный переворот был делом
национальным, он совершен русским народом как великим
целым, он не был делом одной революционной интеллигенции или рабочего класса, ему не предшествовало усиление революционно-социалистического движения.
Строителем жизни, строителем новой России может быть лишь демократия нового душевного типа, с развитым чувством ответственности, с развитым инстинктом производительности, с крепким сознанием
национального и государственного
целого и связи с историческим прошлым, т. е. творческая
национальная демократия.