Неточные совпадения
— Мы,
народные социалисты, чистейшие демократы, не мыслим рост культуры без участия деревни. Мы — не слепы и приветствуем
развитие металлургии, ибо деревне нужны сельскохозяйственные машины. Лично я приветствую разрешение правительства ввозить чугун из-за границы по тарифу пониженному, дабы преодолеть чугунный голод…
Национализм есть положительное благо и ценность, как творческое утверждение, раскрытие и
развитие индивидуального
народного бытия.
Без великой ответственности и дерзновения личного духа не может осуществляться
развитие народного духа.
Всякое идеализирование природно-стихийной
народной мистики враждебно культуре и
развитию.
В самой глубине
народной жизни, у лучших людей из народа никакого народничества нет, там есть жажда
развития и восхождения, стремление к свету, а не к народности.
Помирятся ли эти трое, померившись, сокрушат ли друг друга; разложится ли Россия на части, или обессиленная Европа впадет в византийский маразм; подадут ли они друг другу руку, обновленные на новую жизнь и дружный шаг вперед, или будут резаться без конца, — одна вещь узнана нами и не искоренится из сознания грядущих поколений, это — то, что разумное и свободное
развитие русского
народного быта совпадает с стремлениями западного социализма.
Якобинцы и вообще революционеры принадлежали к меньшинству, отделившемуся от
народной жизни
развитием: они составляли нечто вроде светского духовенства, готового пасти стада людские. Они представляли высшую мысль своего времени, его высшее, но не общее сознание, не мысль всех.
Деятельность этого нового земства главным образом выразилась в
развитии народного образования. В уезде школы открывались десятками, а в больших селах, как Суслон, были открыты по две школы. Пропагандировал школьное дело Харченко, и ему даже предлагали быть инспектором этих школ, но он отказался. Газета, типография и библиотека отнимали почти все время, а новых помощников было мало, да и те были преимущественно женщины, как Устенька.
Но во всяком случае славянофилы верили, что пути России особые, что у нас не будет
развития капитализма и образования сильной буржуазии, что сохранится общинность русского
народного быта в отличие от западного индивидуализма.
Отщепленной от
народного целого интеллигенции всего мира поверилось, что она окончательно вступила в третий фазис
развития, окончательно освободилась от пережитков прошлого, что знанием для нее исчерпывается восприятие мира и сознательное отношение к миру, что все человечество тогда лишь станет на высоту самосознания, когда вырвет из своей души семя веры и отдастся гордому, самодержавному, всесильному знанию.
По плану преступного замысла, активную роль должно было играть только министерство оплодотворения, ибо лишь через
развитие промышленности,
народного богатства, просвещения и чрез устройство путей сообщения может быть достигнуто благоденствие страны.
Притом вы, во имя
развития отечественной промышленности, стараетесь непременно занять привилегированное положение, что опять-таки всей своей тяжестью ложится все на того же рабочего: каждый нажитый вами этим путем рубль является дефицитом в
народном хозяйстве, потому что рабочему он стоит десять рублей.
— Напишите, что вы действительно содействовали преследованию секты хлыстов, так как она есть невежественная и вредная для
народной нравственности, и что хлысты и скопцы едино суть, и скопчество только есть дальнейшее
развитие хлыстовщины! — научил его владыко.
В согласность с ним настраивается и подначальный люд. Несутся сердца, задаются пиры и банкеты в честь виновника торжества; языки без всякого опасения предаются благодетельной гласности; произносятся спичи и тосты; указываются новые невредные источники
народного благосостояния, процветания и
развития; выражаются ожидания, упования и надежды, которые, при помощи шампанского, из области упований crescendo [Разрастаясь (ит.).] переходят в твердую и непоколебимую уверенность.
Вот высота, до которой доходит наша
народная жизнь в своем
развитии, но до которой в литературе нашей умели подниматься весьма немногие, и никто не умел на ней так хорошо держаться, как Островский.
Напрасно приверженцы старой Руси утверждают, что то, что внесено в нашу жизнь Петром, было совершенно несообразно с ходом исторического
развития русского народа и противно
народным интересам.
И самое
развитие этого государства вовсе не представляется вытекающим из условий
народной жизни, а является каким-то, чуть не административным, делом нескольких лиц.
Преобразования же Петра давно уже сделались у нас достоянием
народной жизни, и это одно уже должно заставить нас смотреть на Петра как на великого исторического деятеля, понявшего и осуществившего действительные потребности своего времени и народа, а не как на какой-то внезапный скачок в нашей истории, ничем не связанный с предыдущим
развитием народа.
Но этого было мало потому, что начало злоупотреблений скрывалось в самой сущности тогдашнего порядка дел, в недостатке свободного
развития народных сил, в неразвитости и развращенности людей, которым вверены были начальство, суд и расправа, в общем недостатке образования по всем частям.
Теперь же мы повторим только, что преобразования Петра не должны быть рассматриваемы иначе, как в связи с
развитием народных стремлений.
Вот тайна постоянного успеха, сопровождавшего его предприятия, несмотря на все препятствия, поставляемые невежеством и своекорыстием старинной партии, — и вот вместе с тем разгадка того, почему Петр мало тогда обратил внимания на главнейшие условия
народного благоденствия — на распространение просвещения между всеми классами народа и на средства свободного, беспрепятственного
развития всех производительных сил страны.
Все эти факты убеждают нас, что тогдашним административным и правительственным деятелям действительно чуждо было, по выражению г. Устрялова («Введение», стр. XXVIII), «то, чем европейские народы справедливо гордятся пред обитателями других частей света, — внутреннее стремление к лучшему, совершеннейшему, самобытное
развитие своих сил умственных и промышленных, ясное сознание необходимости образования
народного».
Но вся ученость гармонии, все изящество
развития, все богатство украшений гениальной арии, вся гибкость, все несравненное богатство голоса, ее исполняющего, не заменят недостатка искреннего чувства, которым проникнут бедный мотив
народной песни и неблестящий, мало обработанный голос человека, который поет не из желания блеснуть и выказать свой голос и искусство, а из потребности излить свое чувство.
Я вас прошу, господа, прислушайтесь когда-нибудь к стонам образованного человека девятнадцатого столетия, страдающего зубами, этак на второй или на третий день болезни, когда он начинает уже не так стонать, как в первый день стонал, то есть не просто оттого, что зубы болят; не так, как какой-нибудь грубый мужик, а так, как человек тронутый
развитием и европейской цивилизацией стонет, как человек «отрешившийся от почвы и
народных начал», как теперь выражаются.
Пародия была впервые полностью развернута в рецензии Добролюбова на комедии «Уголовное дело» и «Бедный чиновник»: «В настоящее время, когда в нашем отечестве поднято столько важных вопросов, когда на служение общественному благу вызываются все живые силы народа, когда все в России стремится к свету и гласности, — в настоящее время истинный патриот не может видеть без радостного трепета сердца и без благодарных слез в очах, блистающих святым пламенем высокой любви к отечеству, — не может истинный патриот и ревнитель общего блага видеть равнодушно высокоблагородные исчадия граждан-литераторов с пламенником обличения, шествующих в мрачные углы и на грязные лестницы низших судебных инстанций и сырых квартир мелких чиновников, с чистою, святою и плодотворною целию, — словом, энергического и правдивого обличения пробить грубую кору невежества и корысти, покрывающую в нашем отечестве жрецов правосудия, служащих в низших судебных инстанциях, осветить грозным факелом сатиры темные деяния волостных писарей, будочников, становых, магистратских секретарей и даже иногда отставных столоначальников палаты, пробудить в сих очерствевших и ожесточенных в заблуждении, но тем не менее не вполне утративших свою человеческую природу существах горестное сознание своих пороков и слезное в них раскаяние, чтобы таким образом содействовать общему великому делу
народного преуспеяния, совершающегося столь видимо и быстро во всех концах нашего обширного отечества, нашей родной Руси, которая, по глубоко знаменательному и прекрасному выражению нашей летописи, этого превосходного литературного памятника, исследованного г. Сухомлиновым, — велика и обильна, и чтобы доказать, что и молодая литература наша, этот великий двигатель общественного
развития, не остается праздною зрительницею
народного движения в настоящее время, когда в нашем отечестве возбуждено столько важных вопросов, когда все живые силы народа вызваны на служение общественному благу, когда все в России неудержимо стремится к свету и гласности» («Современник», 1858, № XII).
Созвание депутатов со всей России, Наказ, учреждение о губерниях, громы суворовских и румянцовских побед, приобретение Крыма и Польши,
развитие народного просвещения, процветание наук и художеств, оды Державина, поэмы Хераскова, комедии Фонвизина и самой Екатерины — все это преисполняло благоговением даже самую нечувствительную душу.
Не значит ли это вредить великому делу
народного образования и
развития, которому служит литература?
Народные различия вообще зависят всего более от исторических обстоятельств
развития народа.
— Следовало, значит, сочинить собственное,
народное определение цивилизации, в котором бы идеи и умственное
развитие человека были сами по себе, а общественное благосостояние — само по себе.
Согласно со многими из славянофилов г. Жеребцов полагает, что русский народ находился на пути к прогрессу и уже стоял на высокой степени совершенства нравственного и умственного, когда Петр внезапно изменил направление русской цивилизации и произвел на целое столетие застой и даже отступление назад в
развитии истинно
народном.
Очевидно, что такое положение дел не могло быть благоприятно для
развития народной поэзии, родившейся у славян тоже на языческой почве.
Если окончить Гоголем ход нашего литературного
развития, то и окажется, что до сих пор наша литература почти никогда не выполняла своего назначения: служить выражением
народной жизни,
народных стремлений.
[Только благоприятных обстоятельств
развития да более обширного круга деятельности недостает ей для того, чтобы занять высокое место в ряду лучших деятелей, которых память сохраняется в истории и в преданиях
народных.]
Мы не думаем, именно потому, что, при всех искажениях крестьянского
развития, мы видим в
народных массах наших много того, что мы назвали «деликатностью».
Верного изображения жизни, естественного
развития страстей и характеров, правильного представления духа
народного и отражения духа времени — тут не было, — да об этом в то время никто и не заботился.
Революция разнуздала эту коммунистическую тьму, но ничего не сделала для
развития в
народной массе свободного гражданства.
Впоследствии, когда раскол уже развился, существенными, характеристическими чертами его сделались: безграничное, возведенное на степень догмата, уважение к старине, к преданию, а особенно к внешним религиозным обрядам, стремление подчинить этому преданию все условия гражданского, общественного и семейного быта, неподвижность жизни общественной, отвержение всякого прогресса, холодность ко всем успехам
развития народной жизни, нелюбовь ко всему новому, а в особенности к иноземному, и наконец глубокая, ничем непоколебимая вера в святость и непогрешимость всякого внешнего обряда, всякого предания, которые носят на себе печать дониконовской старины и старой народности.
Если возможен социализм (а он возможен лишь условно, так как он в значительной степени есть абстракция), то он может быть лишь результатом высокого
развития производительных сил, интенсификации культуры, лишь порождением
народного богатства, той избыточности, которая добывается творческой производительностью во всех сферах жизни.
По понятиям простого народа, и православного и раскольников, эти сектаторы — такое явление, которое ни на что не похоже в обычном ходе и
развитии русской
народной жизни.