Неточные совпадения
Сила
народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!
— Я думаю, что это не
правда, а привычка говорить:
народное, вместо — плохое.
Есть у них,
правда, поклонение небесным духам, но это поклонение не только не вменяется в долг
народной массе, но составляет, как я уже, кажется, заметил однажды, привилегию и обязанность только богдыхана.
— Ну, теперь пошел конопатить, — проговорил Веревкин и сейчас же передразнил Половодова: — «Тоска по русской
правде… тайники
народной жизни…» Ха-ха!..
Правда, Шишков бредил уже и тогда о восстановлении старого слога, но влияние его было ограничено. Что же касается до настоящего
народного слога, его знал один офранцуженный граф Ростопчин в своих прокламациях и воззваниях.
Народные искатели Божьей
правды хотели, чтобы христианство осуществилось в жизни, они хотели большей духовности в отношении к жизни, не соглашались на приспособление к законам этого мира.
Но, видя
правду в простом народе, в крестьянстве, они пытались подражать
народному быту.
Ненависть к условной жизни цивилизации привела к исканию
правды в
народной жизни.
Подобно славянофилам, он верит в
правду, скрытую в
народной стихии.
Там уже утверждалась
правда первичной
народной жизни и ложь цивилизации, ложь, на которой покоится жизнь нашего общества.
Русские люди из
народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей
правды, искать смысла жизни.
Эта
народная молитва под открытым небом являлась своего рода торжеством света,
правды и духовной радости.
На этом colloquium был прерван. Далее я ничего не мог разобрать, потому что в хлеву поднялся такой гвалт, что до слуха моего лишь смутно долетало: «
правда ли, что в университете…», «
правда ли, что на женских курсах…» В одно мгновение ока
Правда была опутана целой сетью дурацки предательских подвохов, причем всякая попытка распутать эту сеть встречалась чавканьем свиньи и грохотом толпы: давай, братцы, ее своим судом судить…
народным!!
Ходил в театр: давали пьесу, в которой показано
народное недоверие к тому, что новая
правда воцаряется. Одно действующее лицо говорит, что пока в лежащих над Невою каменных «свинтусах» (сфинксах) живое сердце не встрепенется, до тех пор все будет только для одного вида. Автора жесточайше изругали за эту пьесу. Спрашивал сведущих людей: за что же он изруган? За то, чтобы
правды не говорил, отвечают… Какая дивная литература с ложью в идеале!
Ломоносов,
правда, говорит иногда судиям земным, чтобы они блюлись от буйности и подданных не презирали, а наблюдали
народную льготу; но это говорится так, en masse, в видах отвлеченной добродетели и справедливости и отчасти даже для красного словца, а ничуть не по глубокому сердечному сочувствию к нуждам народа.
Факты эти,
правда, неутешительны; но пропустить их нельзя, потому что они слишком резко обозначились и в жизни, и в поэзии
народной и не истребились до сих пор.
Нет, и Гоголь не постиг вполне, в чем тайна русской народности, и он перемешал хаос современного общества, кое-как изнашивающего лохмотья взятой взаймы цивилизации, с стройностью простой, чистой
народной жизни, мало испорченной чуждыми влияниями и еще способной к обновлению на началах
правды и здравого смысла.
— Оттого и прославили её книгой для ума трудной и опасной, что это книга
народная, — тихо и упрямо доказывает он. — Вот видите, опять являются пророки
правды народной, и хотя иначе, острее отточена она теперь, а всё та же древняя
правда, самим народом одуманная.
Имя царя еще возбуждает в народе суеверное сочувствие; не перед царем Николаем благоговеет народ, но перед отвлеченной идеею, перед мифом; в
народном воображении царь представляется грозным мстителем, осуществлением
правды, земным провидением.
«…Мы должны, — писал Достоевский, заключая свои размышления, — преклониться перед народом и ждать от него всего, и мысли и образа; преклониться перед
правдой народной и признать ее за
правду…»] я думаю, очень скучно читать, а потому расскажу один анекдот, впрочем, даже и не анекдот; так, одно лишь далекое воспоминание, которое мне почему-то очень хочется рассказать именно здесь и теперь, в заключение нашего трактата о народе.
Правда, мы немало также встречаем у Толстого благочестивых старцев и добродетельных юношей, в них любовь и самоотречение как будто горят прочным, из глубины идущим огнем, но образы эти обитают лишь в одной резко обособленной области толстовского творчества — в его «
народных рассказах».
— Ничего не поделаешь: придется сидеть и ждать. Нужно же сказать
правду: идет истинно
народная власть. И пусть приходят, я рад. Хоть какой-нибудь порядок.
Старуха Сабурова (жена трактирщика) и Косицкая (Авдотья Максимовна) дышали бытовой
правдой: первая с прибавкой тонкого комизма, вторая — с чисто
народным лиризмом.
В чем же «
правда народная», раскрывающаяся в глубине?
Жаловались на временщика, на нужды
народные и жалели о государыне, которой некому было молвить
правду за ее деток; скорбели также, что в нескольких деревнях, по соседству с Рыбачьей слободой, ходила какая-то немочь и валила малого и большого, но что, благодаря бога, она миновала до сих пор слободу.
Величайшие русские гении на вершине своей духовной жизни и своего культурного творчества не выдерживали испытания высоты и горной свободы духа, они пугались одиночества и бросались вниз, в низины
народной жизни, и от слияния с этой стихией надеялись обрести высшую
правду.
Он призывал преклониться перед «
правдой народной», искать «истину
народную и истину в народе».
Чего хотела достичь эта супруга, того она, кажется, и сама не знала. Определенно она стремилась только «получать его жалованье». Это она заимствовала где-то у жен фабричных рабочих, у которых мужья пропивают заработки. Хороший пример понравился ей: тогда любили «
народное».
Правда, ее муж не пропивал заработка, ну, а все-таки…
В изъявлении
народной воли должна раскрыться какая-то объективная
правда, а не средняя линия перекрещивающихся и борющихся интересов.
Не в качестве нужно искать источников
правды, а в количестве, в
народном большинстве.
Одни религиозно, другие материалистически искали
правды в
народной мудрости, в серой массе уповали открыть истину.
Народная воля, как всякая эмпирическая человеческая воля, не может быть обоготворена, не может быть признана высшей инстанцией, выше ее — абсолютная
правда, ценность, Бог.
Культурный же слой был у нас очень тонок, чувствовал себя потерянным в таинственной необъятности мужицкого царства и из чувства самосохранения искал опоры в этом царстве, идеализировал
народную стихийность, пытался подслушать ее понимание
правды.
Малодушные и боязливые думают, что источник истины и
правды лежит вне их, в
народной стихии,
народной массе, в
народной вере или
народном труде.
Важно не только то, чтобы
народная воля была выражена и чтобы в согласии с ней определилась судьба России, но и то, чтобы эта
народная воля была направлена на добро, чтобы ею владела Божья
правда, а не диавольская ложь.
В наиболее совестливой части культурного слоя проснулось желание послужить слою
народному и получить от него
правду непосредственности, цельности, жизни, согласной с ритмом природы.
Воля человеческая, воля
народная во зле лежит, и, когда воля эта, самоутверждающаяся, ничему не подчиненная и не просветленная, притязает самодержавно определять судьбы человеческих обществ, она легко сбивается на путь гонения против истины, отрицания всякой
правды и угашения всякой свободы духа.