Неточные совпадения
Скоро он своей идиотской
техникой исчерпает запас свободных энергий
мира и задохнется в мертвой неподвижности»…
Господство рационализированной
техники делает ситуацию человека в
мире абсурдной.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного
мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не
технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности,
техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Воодушевившись, Петр Елисеич рассказывал о больших европейских городах, о музеях, о разных чудесах
техники и вообще о том, как живут другие люди. Эти рассказы уносили Нюрочку в какой-то волшебный
мир, и она каждый раз решала про себя, что, как только вырастет большая, сейчас же уедет в Париж или в Америку. Слушая эту детскую болтовню, Петр Елисеич как-то грустно улыбался и молча гладил белокурую Нюрочкину головку.
На этих завтраках фигурировал прежде всего заводской beau monde [Высший свет (фр.).], который Раиса Павловна держала в ежовых рукавицах, а затем разный заезжий праздношатающийся люд — горные инженеры,
техники, приезжавшие на сессию члены судебного ведомства, светила юридического
мира, занесенные неблагоприятной фортуной артисты, случайные корреспонденты и т. д.
Этим же живым софийным единством мысли и бытия обосновывается человеческая телеология в науке,
технике, хозяйстве, равно как и возможность внешнего овладения
миром, «
мир, как хозяйство» [См. выше прим.43.].
Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в
мире, она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть признана ценностью и благом.
Этика творчества должна признать успехи
техники положительной ценностью и благом, обнаружением творческого призвания человека в
мире и свободы его духа.
Техника имеет свою эсхатологию, обратную христианской, — завоевание
мира и организацию жизни без Бога и без духовного перерождения человека.
Поразительные успехи физики и основанной на ней
техники приводят к обнаружению в
мире новой, неведомой до того действительности.
Но власть
техники над человеческой жизнью означает именно пассивность человека, его раздавленность
миром и происходящими в
мире процессами.
Старый
мир, который рушится и к которому не должно быть возврата, и есть
мир новой истории с его рационалистическим просвещением, с его индивидуализмом и гуманизмом, с его либерализмом и демократизмом, с его блестящими национальными монархиями и империалистической политикой, с его чудовищной индустриально-капиталистической системой хозяйства, с его могущественной
техникой и внешними завоеваниями и успехами, с безудержной и безграничной похотью жизни, с его безбожием и бездушием, с разъяренной борьбой классов и социализмом как увенчанием всего пути новой истории.