Неточные совпадения
— Но — это потому, что мы народ
метафизический. У нас в каждом земском статистике Пифагор спрятан, и статистик наш воспринимает Маркса как Сведенборга или Якова Беме. И
науку мы не можем понимать иначе как метафизику, — для меня, например, математика суть мистика цифр, а проще — колдовство.
И у Горького есть какая-то очень наивная
метафизическая вера, ничего общего не имеющая с исследующей положительной
наукой.
Моя тема о творчестве, близкая ренессансной эпохе, но не близкая большей части философов того времени, не есть тема о творчестве культуры, о творчестве человека в «
науках и искусстве», это тема более глубокая,
метафизическая, тема о продолжении человеком миротворения, об ответе человека Богу, который может обогатить самую божественную жизнь.
Лучше положительной
науке освободиться от
метафизических предрасположений, это лучше и для
науки, и для метафизики.
Наука освобождается от
метафизического понимания причинности и может быть, по-видимому, совсем освобождена.
Главное, что делает
науку ученых трудною и запутанною, — это
метафизические бредни и тьма-тьмущая специальностей, на изучение которых посвящается целая жизнь и схоластический вид которых отталкивает многих.
Если этические суждения не имеют фактической принудительности
науки или логической принудительности математики, то и все те гносеологические,
метафизические и религиозные выводы, которые делает Кант на основании анализа этического переживания («практического разума»), лишены самостоятельной основы и держатся на этической интуиции.
«Мыслящий реалист» чужд всякой мечтательности и романтизма, он враг всяких возвышенных идей, не имеющих никакого отношения к действительности и не реализуемых, он склонен к цинизму, когда речь идет об изобличении иллюзий религиозных,
метафизических и эстетических, у него культ дела и труда, он признает лишь естественные
науки и презирает
науки гуманитарные, он проповедует мораль разумного эгоизма не потому, что он был эгоистичнее «идеалистического» типа, — наоборот эгоистичнее был «идеалистический» тип, — а потому, что он хотел беспощадного разоблачения обманных возвышенных идей, которыми пользовались для самых низменных интересов.
Мало того: как всегда бывает,
наука признала именно это случайное, уродливое положение нашего общества за закон всего человечества. Ученые Тиле, Спенсер и друг. пресерьезно трактуют о религии, разумея под нею
метафизические учения о начале всего и не подозревая, что говорят не о всей религии, а только о части ее.