Гносеологическому опыту (в кантовском смысле) предшествует жизненный, алогический или сверхлогический опыт, в котором, непостижимо для мышления, уже дается и порождающая мышление материя, и вся эта серая
масса опыта постепенно преодолевается и ассимилируется мышлением.
Неточные совпадения
Смешать свою жизнь с чужою, занести эту
массу наблюдений, мыслей,
опытов, портретов, картин, ощущений, чувств… une mer а boire! [грандиозная задача! (фр.)]
Огромная
масса людей принимает на веру слова и категории, выработанные другими, вампирически живет чужим
опытом.
То же и с той
массой людей, которая всегда не один по одному, а всегда сразу под влиянием нового общественного мнения переходит от одного устройства жизни к другому.
Масса эта всегда своей инертностью препятствует быстрым, не проверенным мудростью людской, частым переходам от одного устройства жизни к другому и надолго удерживает всякую долгим
опытом борьбы проверенную, вошедшую в сознание человечества истину.
Я не знаю и не могу сказать, обладала ли Олеся и половиной тех секретов, о которых говорила с такой наивной верой, но то, чему я сам бывал нередко свидетелем, вселило в меня непоколебимое убеждение, что Олесе были доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным
опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной, замкнутой народной
массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение.
Причиной этой ошибки было то, что Рикор, совершивший бесчисленное количество прививок венерическим больным, не решался экспериментировать над здоровыми [По этому поводу совершенно справедливо замечает Ринекер: «Непонятно, почему Рикор с таким безусловным порицанием относится к прививкам здоровым людям; при
массе его
опытов не могло же ему остаться неизвестным, что и прививки больным не особенно редко опасны для них».
— История если и была вызвана с помощью благоприятных обстоятельств, — скромно продолжал Колтышко, — то единственно затем, чтобы определить почву под ногами, и не столько для настоящего, сколько для будущего. Надо было узнать на
опыте, насколько подготовлено общество,
масса, общественное мнение и, пожалуй, даже войско. Это одно, а потом необходимо было знать, насколько слабо или сильно правительство. К счастью, оно оказалось непоследовательнее и слабее даже, чем мы думали.
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из
массы переживаний, из
опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных основах всякого философствования.
Горьким
опытом узнаем мы, что значит восстание народа, не принявшего еще культуры и громящего культуру, что несет с собой восстание количественной
массы, не подчиненной никаким качествам, сбросившей всякую норму и закон.
Жизненный
опыт показал, что нет никаких оснований верить в эмпирический народ, в количественную
массу, что поклонение ему есть идолопоклонство и ведет к угашению духа, к измене живому Богу.
Опыт русской революции наглядно показал, что народные
массы не всегда стремятся выразить свое возрастающее социальное значение в демократии, в народоправстве.