Неточные совпадения
В один из приездов Николая в Москву один ученый профессор написал статью в которой он, говоря о
массе народа, толпившейся перед дворцом, прибавляет, что стоило бы царю изъявить малейшее
желание — и эти тысячи, пришедшие лицезреть его, радостно бросились бы в Москву-реку.
Внешним поводом для этой сенсации послужило то, что дворянин"занимается несвойственными дворянскому званию поступками"; действительною же, внутреннею причиной служило просто
желание к чему-нибудь придраться, на ком-нибудь сорвать накипевшее зло. Вся окрестность загудела; дворяне негодовали, мужики-торгаши посмеивались, даже крестьянская
масса — и та с каким-то пренебрежительным любопытством присматривалась.
Плотная
масса одинаковых людей весело текла по улице единою силою, возбуждавшей чувство приязни к ней,
желание погрузиться в нее, как в реку, войти, как в лес. Эти люди ничего не боятся, на все смотрят смело, все могут победить, они достигнут всего, чего захотят, а главное — все они простые, добрые.
Впечатления механически, силою тяжести своей, слагались в душе помимо воли в прочную и вязкую
массу, вызывая печальное ощущение бессилия, — в ней легко и быстро гасла каждая мысль, которая пыталась что-то оспорить, чем-то помешать этому процессу поглощения человека жизнью, страшной своим однообразием, нищетою своих
желаний и намерений, — нудной и горестной окуровской жизнью.
И вот Петр является в нашей истории как олицетворение народных потребностей и стремлений, как личность, сосредоточившая в себе те
желания и те силы, которые по частям рассеяны были в
массе народной.
Обыкновенно это последнее
желание формулируется более или менее прилично: всем, дескать, не поможешь и всей
массы бедности не устранишь!
— Началась, — говорит, — эта дрянная и недостойная разума человеческого жизнь с того дня, как первая человеческая личность оторвалась от чудотворной силы народа, от
массы, матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный и злой комок мелких
желаний, комок, который наречён был — «я». Вот это самое «я» и есть злейший враг человека! На дело самозащиты своей и утверждения своего среди земли оно бесполезно убило все силы духа, все великие способности к созданию духовных благ.
Странное чувство испытываешь, когда легким нажатием руки заставляешь такую
массу подниматься и опускаться по своему
желанию.
Масса государственных дел положительно отнимала у него все время, совершенно поглощала его и не давала возможности, даже при
желании, следить за внутреннею жизнью близких ему людей, а быть может он и не подозревал о существовании такой жизни.
Но если нет Истины и нет Смысла, то остается один лишь высокий мотив — сострадание к
массе людской,
желание дать ей бессмысленное счастье в краткий миг земной жизни.
От всех этих восточных материй, от всех этих низких и мягких диванов с
массою прелестных подушек, от всех подставок из черного дерева с инкрустацией из перламутра и слоновой кости и бронзы, от этих пушистых ковров, в которых тонула нога, от всех стен, задрапированных бархатистой шерстяной материей, от всего, казалось, распространялся тонкий аромат, который проникал во все существо человека и производил род опьянения: сладострастная дрожь охватывала тело, кровь горела огнем, ум мутился, всецело побежденный
желаниями тела.